Думаю, многим, кто страдает головными болями, знакомо это словосочетание – каска невротика. Наверное, будет грамотно взять это словосочетание в кавычки, «каска невротика», потому что каски на голове, как таковой, нет, а есть охватывающее и сжимающее всю голову ощущение повышенного тонуса мышц скальпа и шеи, и таковое присутствует довольно долго. Ну и, невротик – это неврастеническая личность (с точки зрения психиатрии нормальные люди), которые более склонны к депрессии, тревожности, хандре и эмоциональной нестабильности.
«В настоящее время понятие неврастении подвергается сомнению[1]. В классификации ВОЗ МКБ-10 она относится к разделу F48 «Другие невротические расстройства»[2], но отсутствует в последней классификации МКБ-11. Есть версия, что по сути неврастения представляет собой дизавтономию — разбалансировку вегетативной нервной системы[3].»
Если пойдете по ссылке в статью на википедии, то найдете интересные вещи про неврастению. Но я хочу зайти к этой проблеме, которая в современной реальности охватывает всё большее количество больных людей, потому что в начале каждой болезни, не побоюсь этого сказать, лежит невроз. Все болезни от нервов – утверждают мудрые. Ну и мудрые заметили (наверное, те же самые, которые утверждают, что все болезни от нервов): невротик — это такой человек, которому от всего плохо, даже от себя самого.
А подойти к этой проблеме иначе хочу лишь по одной причине: устранение проблемы отличается от подходов в психологии и неврологии. В психологии подход к терапии неврастении основывается на вербализации проблемы, а у неврологов основывается на лекарственной терапии. В методе биодинамического центрирования КА нет ни первого, ни второго. Не потому, что терапия словом или лекарствами не эффективна, а потому что тем, которые обращаются за помощью к методу КА, не подошла по разным причинам.
Эти причины чаще всего не проявленные, скрытые в психической деятельности, потому что связаны с проблемой проявления свободы воли и детерминизмом. Мудрые утверждают, что у всего есть свои причины. Но иногда психологическая и врачебная помощь не дают нужного эффекта, и это потому, что все они в своей терапии опираются на детерминизм. Но есть и проявление свободы воли, последствия которой предсказать невозможно. Можно с уверенностью предопределить какой будет реакция организма на какие-то определенные раздражители, и они будут таковыми сто раз подряд, но в сто первый раз они могут быть совершенно непредсказуемыми из-за психической деятельности.
По этой ссылке находится статья из википедии, которая не отличается глубиной исследования темы бихевиоризма, но дают общую информацию, хотя нужно делать коррекцию на то, что эта информация может быть в википедии нечестной в изложении. И первая нечестность изложения истории уже вот в этой фразе: «В то время как Уотсон и Павлов исследовали процедуры стимула-реакции классического обусловливания….». Никакой совместной работы И.П. Павлова с Уотсоном не было. Уотсон считал Ивана Петровича отцом-основателем бихевиоризма, но сам Павлов категорически отрицал саму психологию как науку, и жутко злился, если при нем упоминали о психологии (по некоторым отзывам его учеников).
Уотсон считал, что человеку не свойственно иметь свободу воли, потому что свобода воли — это свобода выбора поведения, а поведение – это следствие воздействия суммы внешних стимулов, которую предлагает среда. И.П. Павлов также считал, что среда инструктирует мозг и, как следствие, поведение. В науке рассматривают два типа поведения: реактивностный и активностный. Об этом более-менее подробно рассказывает Александров Ю.И. в видео по этой ссылке
Посмотрите это видео, оно не только интересное, но и полезное для работы.
Две парадигмы поведение это и два разных мировоззрения, два разных восприятия. И отсюда и два разных типа поведения. Но на самом деле в человеке нет четкого разделения в поведении на два эти типа, поведение смешанное. В какой момент у невротика эти два типа пересекаются и замыкаются в конфликте не известно. Но мы сталкиваемся с последствиями этих замыканий, и тогда нужно принимать какие-то терапевтические усилия к разрешению этого конфликта. И эти усилия должны быть определенно конкретными, выверенными стратегически и тактически. Тип поведения у терапевта должен быть активностным, иметь четко определенную цель. Терапевт в своей работе руководствуется намерением.
А чем руководствовался невротик, получивший каску на голову? Гипотетически можно предположить, что руководствовался невротик благими намерениями. Но в какой-то момент в них запутался: как говорится – технология одна, но у арабов получился кальян, а у русских самогонный аппарат. Нарисовать хотел мечту, «А получил козу, Розовую козу С желтою полосой. Вместо хвоста — нога, А на ноге — рога, Я не хотел бы вновь Встретиться с той козой!».
Есть каска на голове у невротика. Что с этим делать? У меня есть план, и я об этом хочу сказать. Вообще, план очень простой. Главное понять каким образом каску снять несмотря на то каким образом эта каска оказалась на голове. Для этого понимания я вам представлю некоторые мысли авторов замечательной книги «Миовисцерофасциальные связи в традиционном и современном представлении». Авторами являются К.Б. Петров и Т.В. Митичкина. Мысли авторов этой замечательной книги я щедро удобрю собственными, дабы дурь моя не была явно видна прикрутить материал книги к нуждам биодинамического центрирования.
Нужно постоянно держать в уме вот эту фразу из википедии – «неврастения представляет собой дизавтономию — разбалансировку вегетативной нервной системы». Говоря обобщенно, без конкретики, дизавтономия в организме возникает из-за дисбаланса автоматически функционирующих в организме процессов жизнеобеспечения. Самыми важными в огромном количестве жизнеобеспечивающих процессов организма считаю те, которые организуют физическое тело в определенную форму и поддерживают ее в нужной форме. Любая остаточная деформация тела приведет к нарушению равновесия в жизнеобеспечивающих процессах организма и, как следствие, к разбалансировке вегетативной нервной системы.
Подходим ближе к теме публикации. Из-за того, «что пространства между интракраниальными мембранами и головным мозгом заполнены ликвором, любое изменение их натяжения или напряжения (например, вследствие скопившейся в синусах венозной крови) обязательно сказывается на функции головного мозга. Согласно представлениям краниальных остеопатов [142, 289] даже незначительные изменения взаиморасположения отдельных костей черепа, которые возможны и за счет асимметричной тяги прикрепляющихся к ним мышц (то есть по механизму миотатической синкинезии), вызывают дислокацию внутричерепных перегородок (falx cerebri и tentorium cerebelli), вторичную ликворную и венозную дисциркуляцию, нарушение функции мозговых центров и черепномозговых нервов». (Эта цитата со стр. 131 указанной выше книги; в квадратных скобках ссылки на литературу)
При деформации тела, происходит и деформация черепа, которая приводит к изменениям как внутри черепа, так и снаружи, на скальпе. Деформация приводит к дислокации, дисбалансу и дизавтаномии и т.д.
«В книгах по акупунктуре синдром «полноты» канала мочевого пузыря [334, 315, 316], помимо напряжения мышц по ходу меридиана (особенно в области затылка и поясницы), характеризуется головными болями, бессонницей, болями в глазах, то есть явно мозговыми симптомами [200, 62]
Для синдрома «пустоты» меридиана мочевого пузыря, кроме неспецифических общемозговых жалоб (нервное истощение, пугливость, быстрая утомляемость), характерна симптоматика более или менее свойственная патологии мочеполовой системы (фригидность, импотенция, частое дневное и ночное мочеиспускание).». (Из той же книги, стр. 131)
По моим представлениям, деформация черепа, приводящая к самым разным последствиям, начинается с эмоционального дисбаланса, который приводит к накоплению эмоций в гортано-глоточной области. Это приводит к деформации висцерального (лицевого) и мозгового черепа, когда даже «незначительные изменения взаиморасположения отдельных костей черепа, которые возможны и за счет асимметричной тяги прикрепляющихся к ним мышц (то есть по механизму миотатической синкинезии)».
На рис. 109 интересная схема, которая, если поразмышлять над ней, дает интересные представления о картине поражения при гортано-глоточном спазме. Если надолго фиксировать свое внимание на психоэмоциональных переживаниях, то гортано-глоточный спазм начинает разрушать отношения и соотношения жизненно важных органов. Воображение может дорисовать к этой схеме нисходящие и восходящие связи патологии. Думаю, более понятную картину глубины границ поражения каской невротика даст следующая схема.
Чтобы снять каску с невротика, нужно работать по всей схеме, но начинается с того, что вниманием встаем на грудобрюшную диафрагму, на корень легких, на легочные связки, на синусы и выпускники затылочной и теменных костей. И запускается динамика освобождения. А дальше вниманием начинаем отслеживать куда притянет, опираясь на представленные схемы. При этом нужно стараться зацепить вниманием больше мест, как по глубине, так и по широте, куда притягивает, и из этих «притягательных локаций», используя их как мозаику, составить полную картину мозаики возбуждения, которая (имеется ввиду картина возбуждений) является картиной поражений. Конечно, хорошо было бы, если пустить этой картине возбуждений встречный по Магнусу.
Ну, вот, как-то так.