Найти в Дзене
Советское телевидение

По архивам КГБ. Советский боевик о чекистах "Тревожные ночи в Самаре"

Фильмы такого рода - истинное сокровище. Премьера состоялась 31 января 1970 года. Это был четвертый для советского телевидения многосерийный фильм после "Вызываем огонь на себя", "Операции "Трест" и "Майора Вихря".

Кадр из телефильма "Тревожные ночи в Самаре" (1969)
Кадр из телефильма "Тревожные ночи в Самаре" (1969)

"Тревожные ночи в Самаре" - фильм про чекистов, основанный на реальных событиях. В 1921 году самарское ГубЧК работало над разоблачением заговора, целью которого был контрреволюционный переворот. Именно городские архивы КГБ дали фактуру, а главное - пищу для творческой фантазии сценаристам Эдуарду Кондратову и Владимиру Сокольникову. Правда, оба автора впервые в жизни писали сценарий, так что адаптировать его для съемочной площадки им помогал режиссер фильма Владилен Недолужко.

Кадр из телефильма "Тревожные ночи в Самаре" (1969)
Кадр из телефильма "Тревожные ночи в Самаре" (1969)

Съемки проводились исключительно на берегах Волги. Куйбышевская студия телевидения получила из Москвы финансирование (редчайший случай - многосерийную ленту снимала не центральная киностудия), и в 1968-м работа закипела.

Кадр из телефильма "Тревожные ночи в Самаре" (1969)
Кадр из телефильма "Тревожные ночи в Самаре" (1969)

В съемках, продолжавшихся полтора года, активно участвовали артисты Куйбышевского драмтеатра и, конечно, местные жители. Вообще работа над фильмом интересовала каждого горожанина.

На главные роли были приглашены актеры "из центра": уже известные Сергей Яковлев (это он спустя два года поразит зрителей СССР своим зловещим Устином Акимычем из "Тени исчезают в полдень")

Кадр из телефильма "Тревожные ночи в Самаре" (1969)
Кадр из телефильма "Тревожные ночи в Самаре" (1969)

и Владимир Емельянов (к тому моменту актер создал в кино уже более 40 героев), а также один из ведущих тогда артистов Ленинградского БДТ 30-летний Валерий Караваев.

Кадр из телефильма "Тревожные ночи в Самаре" (1969)
Кадр из телефильма "Тревожные ночи в Самаре" (1969)

Не имевшие большого киноопыта члены съемочной группы, преисполненные энтузиазма, смогли создать крепкий, интересный, драматически и сюжетно выверенный, а главное - зрелищный фильм. Каждый кадр на своем месте, каждый план продуман до мельчайших деталей. Костюмы, музыка - всё на должном уровне. Про такие шедевры говорят - "звезды сошлись".

Кадр из телефильма "Тревожные ночи в Самаре" (1969)
Кадр из телефильма "Тревожные ночи в Самаре" (1969)

На декорации тратиться не пришлось. Куйбышев 1960-х предоставил прекрасные виды: старинные каменные дома, мощеные булыжником улицы, парадные лестницы с чугунными витыми решетками, крутые спуски к Волге, дореволюционные деревянные домишки... Всего этого было в городе в достатке, а искать экзотику 40-летней давности помогали всем миром.

Кадр из телефильма "Тревожные ночи в Самаре" (1969)
Кадр из телефильма "Тревожные ночи в Самаре" (1969)

Остросюжетный телефильм "Тревожные ночи в Самаре" прославился на всю страну. Еще не сняты "Семнадцать мгновений весны", даже "Адъютант его превосходительства" выйдет на экраны позже. Зато знаменитая впоследствии фраза Мюллера "Штирлиц, а вас я попрошу остаться" звучит впервые в "Тревожных ночах" - в первой серии на 39-й минуте. Правда, без участия самого Штирлица.

Впрочем, многие сцены из всесоюзно любимого фильма, который многократно повторяло советское телевидение, нашли развитие и стали образцом для подражания в более поздних сериалах о работе милиции и ЧК. Да вы и сами найдете массу совпадений, если будете помнить, что "Тревожные ночи в Самаре" - первый телефильм такого жанра. Смотрите три серии ниже.

Канал Гостелерадиофонда с советскими фильмами и спектаклями - по этой ссылке. Мы в соцсетях: Telegram, VK, Oдноклассники.