«Не все люди – мерзавцы» - сказал пожилой мужчина, поднявшись в вагон поезда смерти, который вез детей в нацистский концлагерь. Перед этим к нему подошел офицер СС и спросил:
«А это вы написали «Короля Матиуша»? Хорошая книга, я ее читал в детстве. Вы свободны, можете уходить»
Януш Корчак, не задумываясь, уточнил у офицера, может ли он забрать с собой детей. Тот ответил, что дети поедут, а писатель может покинуть вагон, но один. Тогда добрый и смелый человек сказал:
«Ошибаетесь. Я не могу покинуть вагон один. Не все люди — мерзавцы»
Вся жизнь врача, педагога и писателя Януша Корчака – это образец самого настоящего пожертвования себя на благо человечества. Он был готов отдать всё, даже жизнь, ради детей, во имя любви к ним.
Даже оказавшись на территории концлагеря, он продолжал оставаться для своих детей из Дома Сирот ангелом, который помогал и поддерживал в самую трудную минуту. Они оказались в лагере Треблинка на территории Польши. И судьба этих детей была решена уже через несколько дней. Писатель пошел в газовую камеру вместе с ними. Он держал на руках двух самых маленьких детишек, которые не знали, что это их последние минуты жизни. Януш Корчак тихо шептал им на ушко прекрасную сказку…
Когда нацисты открыли камеру, они увидели мертвого педагога, который обнимал мертвых ребятишек. Все они прижались к нему, тому единственному человеку, которого очень любили. Януш Корчак обнимал всех, на кого хватило широты рук, но широтой своей души он будто бы обнимал всех детей планеты, загубленных нацистами. Так погибли 200 ребятишек и их самый добрый учитель.
Есть те, кто может подумать о том, зачем педагог решился на подобное самопожертвование, ведь у него трижды была возможность спастись: незадолго до войны он решил никуда не уезжать из Польши, чтобы остаться со своими воспитанниками. Потом у него был шанс убежать из варшавского гетто, но он им не воспользовался. И, наконец, третий раз, у вагона поезда смертников…
Еврейские дети ведь все равно были обречены на смерть… А доктор мог спастись и помочь еще многим другим, уже после войны, когда осталось большое число сирот и беспризорников. Мог… Но предпочел уйти из жизни с теми. Ну, не укладывается в рамки мышления простого современного обывателя: оправдано ли такое самопожертвование? Но он думал иначе. И почему Корчак имел другое мышление, можно узнать, познакомившись подробнее с историей жизни писателя.
Он родился в Варшаве в 1878 году в семье евреев, которые приняли христианство. Януш Корчак – это псевдоним, на самом деле его звали Генриком Гольдшмидтом. Родители мальчика были интеллигентными людьми, которые постарались дать своим детям хорошее образование. Генрик выучился в русскоязычной гимназии в Варшаве.
Мальчик с самого детства видел несовершенство мира, понимал, что его нужно переустраивать, чтобы люди могли жить счастливо. Он видел много голодных и брошенных детей на улицах, а родители не разрешали Генрику играть с оборванцами. И Генрик этого понять не мог, ну почему они имеют счастливое детство, а кто-то вынужден побираться, бороться за существование?
Генрик учился очень хорошо. Но в то время у отца появились признаки психического расстройства и время от времени его приходилось помещать в клиники. Денег у семьи было мало, потому в 5 классе (тогда ему было 15-16 лет) мальчик подрабатывал репетиторством. Окончив гимназию, молодой человек поступил в университет на медицинский факультет. Потом поехал в Швейцарию, чтобы познакомиться с архивом педагога-гуманиста XIX века Иоганна Песталоцци, изучить его практическую деятельность.
Во время каникул он подрабатывал в качестве воспитателя в летних лагерях, детского доктора, и строил планы, как организовать в своем городе детский дом нового типа. Чтобы реализовать их, ушло 28 лет. Все это время Генрик трудился в еврейской детской больнице, занимался благотворительной помощью детям-сиротам. В 1911 году он смог осуществить свои задумки и на деньги жертвователей был основан «Дом сирот». Генрик Гольдшмидт сознательно лишил себя личной жизни, собственной семьи и главной задачей для него стало служение детям.
Дом сирот был создан по новой системе Корчака, где действующим рычагом было детское самоуправление. То есть получилась такая республика детей, в которой у всех было равенство, между ними царила справедливость, не было никакого насилия или власти старших над маленькими и слабыми.
Методы Корчака легли в основу написанных им же книг, среди которых «Как любить ребенка» (1919), а еще вышеупомянутая «Король Матиуш первый» (1923 г.), ее продолжение «Король Матиуш на необитаемом острове» (1923 г.), «Когда я снова стану маленьким» (1925 г.) и многие другие произведения.
Януш Корчак был убежден, что в широком понимании наука педагогика – это воспитание не только ребенка, но и цельного человека. Этот замечательный врач и педагог очень сильно переживал, что Европа оказалась захвачена идеями нацистов, противоречащих основному принципу – гуманизму.
Деятельность Януша Корчака оказала очень большое влияние на педагогическую систему в Европе, а также на советского педагога Сухомлинского. Смерть писателя в газовой камере вместе со своими детьми подтвердила то, что он был верен своей идее: служить тем, кто еще мал и беспомощен.