Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Размышления о доверии

Доверие – удивительный феномен. Когда оно есть в отношениях, отношения становятся счастливыми. Когда оно есть к миру, человек становится успешным. Когда доверие есть к себе, личность становится самодостаточной. В чем же секрет доверия как психологического феномена? Почему его наличие в жизни человека способно так сильно изменить эту самую жизнь? Откуда оно берется? И как его обрести?

Возможно, именно доверие является тем стержнем в психологической структуре личности человека, от наличия или отсутствия которого так сильно зависит качество его жизни. Способность доверять и излучать доверие напрямую связаны с верой, уверенностью в себе, самооценкой и в целом с принятием себя и мира. И это вполне объяснимо. Если мы обратимся к словообразованию, то обнаружим, что в корне слова «доверие» лежит «вера». Уметь доверять – это значит быть способным к вере в лучшие качества людей и мира. Это значит уметь видеть доброту, искренность, открытость, любовь в других людях и априори допускать существование оных изначально. Можно сказать, что способность к доверию – это показатель внутреннего принятия божественности себя, мира и других людей.

Как приобрести эту способность? Идеальный вариант – сформировать ее в детстве в результате взаимоотношений со значимыми взрослыми (родителями, учителями, родственниками и другими людьми). Это получается естественно, когда ребенок чувствует себя в безопасности в отношениях с людьми и миром. Когда с раннего детства родители относятся с уважением к его потребностям, желаниям и принимают его таким, каков он есть. Если же ребенку приходится постоянно подстраиваться под ожидания родителей, сталкиваться с их критикой, противоречивыми посланиями и требованиями, он постоянно находиться в напряжении. Его позиция по отношению к миру формируется в виде защитно-оборонительной. Окружающая среда кажется ему нестабильной, опасной и провокационной. В таких условиях инстинкт самосохранения ребенка заставляет его формировать отношение к миру, основанное скорее на подозрительности, чем на доверии. Ведь способность доверять и быть открытым – это всегда ответный отклик на доброе отношение мира (матери, родителей, других значимых взрослых) к ребенку. В противном же случае для того, чтобы выжить, нужны такие качества как тревожность, потребность в контроле и агрессивность. Если потребности, переживания, чувства ребенка игнорируются и обесцениваются миром, то к такому миру формировать доверие – значит разрушать себя. Поэтому у взрослеющего маленького человека как средство защиты от опасности мира при взаимодействии с ним возникают чувства страха, тревоги, напряжения и агрессии. И как следствие – невозможность сформировать доверие не только к миру, но и к себе. Ведь если у человека нет уверенности, что мир слышит и понимает его, то как он может научиться сам слышать себя? А ведь именно способность слышать себя, понимать свои потребности и желания, лежит в основе доверия к себе!

Чаще всего отсутствие доверия к себе является следствием функционирования определенным образом сложившейся семейной системы. В такой системе, где запрещены чувства, выражение их может восприниматься ребенком как опасное действие. И как следствие отсутствия доверия, поведение участников таких семейных систем является манипулятивным. Ведь если невозможно действовать открыто, остается только манипулировать друг другом. Ведущей психологической защитой участников таких систем является вытеснение. Как только в психике появляется чувство, которое необходимо прожить (а семейная система приучила к тому, что это опасная ситуация) – начинает действовать механизм вытеснения этого чувства в бессознательную сферу. Таким образом система поддерживает свою устойчивость. А индивид обретает и закрепляет опыт ухода от себя истинного. Человек учится не доверять себе, чтобы оставаться членом системы. Он лишает сам себя взаимодействия с той частью себя, где живут чувства. Когда это становится привычным поведением, фактически это означает подрыв инстинктов. В том числе инстинкта самосохранения. Ведь природа наделила человека чувствами, чтобы облегчить его выживание в мире. А когда он перестает воспринимать сигналы своей эмоциональной сферы как помощь самому себе в окружающем мире, его «Я» начинает утрачивать очень важную способность. Способность тестировать реальность. Как следствие, с ослаблением или утратой этой способности человек становится менее адаптивным. Становится трудно принимать решения, оптимальные для каждой конкретной ситуации. Делать выборы. Строить продуктивные отношения. Кроме того, получая удары судьбы вследствие потери связи с собой, личность закрепляет установку, полученную в детстве, что мир опасен, ему нельзя доверять. Получается замкнутый круг.

Таким образом, способность доверять себе и миру – это не просто качество личности. Это жизненная необходимость. Это показатель психического здоровья. И это качество можно восстановить, вернуть утраченное. Начинать эту работу стоит с того, чтобы снова позволить себе чувствовать. Проживать чувства. Выражать их. Воспринимать чувства окружающих. Это позволит человеку постепенно вернуть доверие к себе. Затем – к миру. Научиться взаимодействовать с собой и миром, исходя из целостного себя. Когда разум дружит с чувствами. Когда инстинкты не повреждены. Когда нет необходимости отщеплять какую-то часть себя из соображений безопасности. Тогда возвращается гибкость и уверенность. Выстраиваются продуктивные отношения с миром. Жить становится радостно и интересно. Повышается качество жизни. Приходит радость обретения подлинного себя. Это стоит того, чтобы рискнуть.

p.s. фото авторские

Автор: Денисова Анна Ивановна
Психолог, Супервизор, Кандидат психологических наук

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru