В настоящее время патриотизм приобретает всё большую актуальность, становясь задачей государственной важности. Хотя и не утихают споры о том, что это такое и кого стоит считать настоящим патриотом.
"Патриотизм" имеет довольно широкую трактовку. Это эволюционное понятие, имея в каждую эпоху разное социальное содержание, всегда было неотделимо от таких категорий как "Отечество", "любовь к Родине".
Собственно, нерусское по корневой базе слово "патриотизм", сформировавшееся в эпоху греческих городов-государств, и есть в переводе с греческого πατρίς — Отечество, Родина, или "страна отцов", πατριώτης — земляк, соотечественник.
"Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях". Н. М. Карамзин.
Говоря о патриотизме, российский писатель и историк выделял три составляющие: физическую любовь к месту, где человек появился на свет, рос и воспитывался; любовь социально-гражданскую, через связь человека с обществом комплексом прав, свобод и обязанностей; любовь политическую (когда человек поддерживает политические идеалы Родины).
В узком понимании этого слова, Родина — это то место, где человек родился, вырос, учился, где живут его родные и друзья. Малая Родина –это локальное место, город или поселок, улица и дом. Большая Родина – это широкое понятие, означающее родную страну, государство. Это исторически принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, особенностями исторического развития, языка, культуры, быта и нравов.
Легко установить, что социально - культурное восприятие " Родины"— эволюционно более позднее. Оно сформировалось на биолого -географической основе, связанной с конкретной зоной происхождения и обитания. Это территория, на которой сообществом был достигнут оптимальный уровень адаптации. И инстинктивное влечение к этому месту лежит в основе "любви к Родине".
Биологические корни патриотизма следует искать в древнейшей форме поведения животных –в поведении, которое служит для разграничения и защиты среды обитания (территориальном поведении). То есть патриотизм — это своего рода инстинктивная программа закрепления оседлости на подходящей территории.
Под территорией данной группы животных (или отдельного животного) подразумевается область, в большей степени занимаемая этой группой. Территориальное поведение животных направлено на обеспечение собственного существования. На этой территории реализуется пищевое, сексуальное, родительское поведение. Гарантированный доступ, как для отдельной особи, так и для популяции, к желаемым ресурсам (месту для гнездования, убежищу, пище, брачному партнёру) — основное преимущество территориальности. Главная забота – охрана этой территории. На неё не допускаются посторонние особи, "сыны отечества" доблестно охраняют границы занимаемого пространства. Прямая агрессия и нанесение конкуренту физических повреждений встречаются довольно редко. Перед нападением происходит демонстрация поведения угрозы. Порой "схватка" ограничивается показом ритуальных поз, после чего происходит изгнание пришельца. В территориальных конфликтах в большинстве случаев побеждает хозяин участка (активная оборона), даже если ему противостоит более сильный соперник. Широко используется система специальных сигналов и меток, свидетельствующих о занятости территории. Так устанавливаются отношения с соседями.
С точки зрения этологического подхода человека можно рассматривать как групповое животное. Он изначально уже существовал в родственных стайных группах. Взаимная привязанность членов одной стаи была так велика, что отдельный индивид был готов идти на значительный риск во имя спасения сородичей. Выживали те, кто умел сражаться плечом к плечу с членами своей стаи, готовыми рисковать и жертвовать собой. И такая стратегия оказалась наиболее выигрышной, а стая постепенно становилась обществом. Группы росли, превращались в племена, в поселения, затем в первые протогосударства,.., страны.
В основе патриотизма лежит "территориальный инстинкт", общий как для животных, так и для человека.
Когда патриотизм работает на максимальную мощность? Ответ очевиден — в случае, если возникает реальная угроза группе (война, стихийное бедствие, острый дефицит ресурсов), которая может перерасти в угрозу семье человека. Патриотизм способен выключаться в момент, когда группа перестает заботиться о семье человека.
Обострение территориального инстинкта, вызванное нахождением вдали от Родины, — ностальгия. Ослабление патриотизма, вплоть до полной утраты, называется гипопатриотизмом, чрезмерное усиление — гиперпатриотизмом (регрессивной агрессии эквивалентен ряд: гиперпатриотизм — национализм — шовинизм — фашизм), а искажение — парапатриотизмом.
Космополитизм (от греческого kosmopolites – гражданин мира) — яркий вариант гипопатриотизма, выраженный полным разрушением базисного комплекса территориального поведения. Проявляется способностью оптимально адаптироваться в любой географической местности и социуме, с отсутствием влечения к прежнему месту обитания.
Самопожертвование ради процветания и доминирования собственной популяции тоже можно классифицировать как проявление "патриотического инстинкта". "Патриотизм - альтруизм человека по отношению к своему социуму (племени). Инстинкт защиты племени в чистом виде..." Это этологическое определение патриотизма говорит о том, что патриотизм — нормальное чувство для живого существа, это инстинкт биологической особи по защите собственной группы.
Хомо сапиенс — самый "мобильный" вид, сумевший расселиться далеко от исторической африканской прародины. Для него равнозначными являются и инстинктивная программа оседлости и программа миграционная. Тому пример скотоводы-кочевники, классические цыгане, а в прошлом — викинги, у которых на базе "инстинкта миграции" сформировался миграционный образ жизни. Но сами миграции обусловлены исчерпанием ёмкости биоценоза. Поэтому, уровень "любви к Родине" будет определяется тем, какая врождённая программа будет доминировать у конкретного человека. Выбор главным образом будет зависеть от перспектив для себя и будущего потомства в условиях данной среды обитания.
"Рыба ищет где глубже, а человек - где лучше!"
Так различные феномены человеческого поведения социобиологический подход объясняет их инстинктивной детерминацией. Социальное поведение человека обусловлено биологическими аспектами, и то самое "светлое чувство любви к Родине" непосредственно связано с животным поведением.