В ноябре мы будем подробно разбирать тему психотравмы. Начнем со статей и эфиров, в конце месяца проведу интенсив.
Будем раскладывать всё по полочкам: интересно, глубоко и системно.
Будет много нового, о чем я раньше не говорила.
Когда же человек может получить психотравму?
1. Детство.
Это период наибольшей уязвимости. Ребенок зависит от родителей. И в отношениях с родителями может получить травмы.
Как травмы первого типа: конкретное психотравмирующее событие, имеющее начало и конец. Нарушающее обычное течение жизни, ощущение безопасности. Стрессовое, может быть даже ставшее эмоциональным потрясением.
Так и травмы второго типа: в этом случае конкретного события нет. Сами отношения - то как они организованы на ежедневной основе - является травмой. Потому что в них нет безопасности, принятия, признания. Но есть что-то другое: игнор, обесценивание, насилие.
Больничная травма - это отдельный вид травмы. Маленькие дети переживают это особенно остро, потому что вдобавок ко всему они не понимают что с ними происходит и зачем эти болезненные манипуляции и процедуры.
Сюда же могут добавляться травмы, которые ребенок получает в социуме, в отношениях с ровесниками. Такие например как травля и буллинг.
2. Юность.
Юный человек пробует выходить во взрослый мир самостоятельно. Начинаются первые отношения, первые влюбленности.
И тут могут произойти психотравмирующие события - предательство, использование, насилие. Травма может быть одна, может быть цепочка травм, когда психотравмирующие события одного типа происходят снова и снова.
3. Взрослость.
Во взрослом периоде жизни психотравмирующие события тоже могут произойти.
Катастрофы, потери, опять же ситуации агрессии и насилия.
Как взрослый человек будет справляться с этим и проходить через этот опыт - зависит от того, что уже есть в базе. Как выстроен сценарий жизни, какие травмы уже пережиты и как человек справлялся с ними ранее.
4. Коллективная травма.
Это события, которые происходят не с одним человеком, а с группой людей. С обществом, с народом.
Трагические события, происходящие сейчас - это коллективная травма. Полностью оградиться от этого невозможно, это в любом случае будет влиять на человека.
5 Трансгенерационная травма
То что случилось не с нами, а с нашими предками. С бабушкой, с дедом, с прабабушкой или с прадедом.
Поскольку это не было осознано и проработано, оно осталось в роду и продолжает влиять на потомков.
Почему важно это знать?
Психотравма оставляет последствия (я писала о них на прошлой неделе, было три публикации: первая , вторая, третья).
С этими последствиями не очень приятно жить. Буквально, жизненность и способность получать от жизни удовольствие уменьшается.
Поэтому и важно работать с психотравмой.
И первое, с чего начинается эта работа - признать сам факт существования травмы.
Важно назвать травму травмой. Тогда человек выходит из отрицания и может постепенно продвигаться вперед по стадиям проработки, к тому моменту когда происходит реинтеграция и посттравматический рост.
Завтра будет первый эфир где будем говорить о травме и её последствиях, разбирать на примере.
Про какие виды травм вам было бы интересно прочитать и поговорить подробнее?
Примеры каких травм Вы хотели бы, чтобы я разобрала на завтрашнем эфире?