Найти в Дзене
Mikhail DELYAGIN

Главный вид связи - обратная

Все время проведения специальной военной операции военкоры криком кричат о необходимости действенной и систематической обратной связи, то есть каналов информирования власти о действительных последствиях ее решений и характере ее действий.

На важность обеспечения работы этих каналов совсем недавно обратил особое внимание и В.В.Путин – уже не только президент России, но и ее Верховный Главнокомандующий.
Почти каждый случай реагирования власти на обращения и просто высказывания людей воспринимается в обществе с трепетной надеждой.

Потому что обратная связь – это не просто основа эффективного госуправления и суть демократии, но и в прямом смысле слова залог выживания общества.
Ведь демократия – это, что бы ни орали западные вырожденцы, не набор общественных институтов, а задача, решаемая обществом с их помощью: не инструмент, а функция.

Демократия – состояние общества, при котором управляющая система в максимально возможной в данных исторических обстоятельствах степени учитывает интересы и мнения управляемых, причем ключевым являются «мнения», а не «интересы».

Молодая зубастая диктатура, только что порвавшая в клочья ветхие основы утратившего адекватность парламентаризма, учитывает интересы общества лучше убитой им заскорузлой демократии – просто в силу своей молодости и прямой связи с обществом.

Ее ахиллесова пята, обрекающая ее на гибель – именно неприятие чуждых для нее мнений. Ведь именно мнениями общество сигнализирует о еще не осознаваемых, но уже ощущаемых им предстоящих изменениях. Это своего рода «опережающее отражение» по Анохину, общественные предчувствия, - которые, разумеется, могут быть и ошибочными, и ложными - формирующими общество в тех или иных частных интересах.
Для учета мнений, их оценки и своевременного реагирования для них могут использоваться и формально антидемократические инструменты, - например, спаивание филерами мужиков в кабаках для «разговоров по (благодаря чему к 1861 году стало ясно, что идея личной свободы окрепла в среде крестьян так, что позволила освобождать их без земли).

Сути дела это не меняет: без обратной связи власть слепа, глуха и в конечном счете мертва.

Именно поэтому российское государство создавало для ее обеспечения целый ряд общественных институтов (от самого парламентаризма, а также социологии, экспертного сообщества и независимой журналистики до общественных палат и разветвленной системы волонтерства). Их быстрое вырождение было отражением постепенного вырождения самой власти, ключевой функционал которой – разграбление советского наследства, вывод награбленного в фешенебельные страны и легализация там как личных богатств – не только предопределял ее деградацию, но и решительно противоречил интересам общества и, соответственно, демократии.

Однако не отключенный инстинкт самосохранения высшей политической власти толкал и продолжает толкать ее на все новые попытки создания надежного механизма обратной связи, то есть к демократии, соответствующей современным технологиям и типу мышления.

С одной стороны, это поддержка государством волонтерского движения (проявляющаяся в том числе в пресечении попыток одичалых бюрократов раздавить те или иные группы волонтеров) и демонстративные встречи В.В.Путина с военкорами, сопровождающиеся длительными доверительными беседами.
С другой – вероятное создание системы сплошного анализа соцсетей. При всем пугающем функционале она должна быстро и надежно отделять информационные диверсии от общественного мнения (и, конечно же, показывать влияние этих диверсий на трансформацию общественного сознания).

Хотя задача создания надежной обратной связи (то есть задача выживания) в России пока не решена, глубокая трансформация общества в ходе специальной военной операции позволяет смотреть в будущее с оптимизмом.