В романе Дугласа Адамса «Автостопом по Галактике» два главных героя, путешествующие сквозь пространство и время, случайным образом оказываются на корабле-ковчеге — корабле-колонии, посланном некоей космической расой. На судне находятся все представители этого народа «среднего звена», то есть всякие парикмахеры и уборщики... Это люди, которых раса сочла для себя бесполезными, в отличие от «Деятелей» и «Мыслителей».
Этих «средних людей» убедили, что их родная планета скоро будет уничтожена, и что остальная часть их общества скоро последует за ними на двух последующих кораблях. На самом деле это была уловка (обман). Корабль-ковчег был построен, чтобы попросту избавиться от «средних людей», тем самым освободив остальное общество от их бесполезного присутствия. Этот корабль-ковчег был намеренно запрограммирован на крушение на одной из планет, в результате чего его пассажиры оказались бы как минимум в затруднительном положении.
Итак, эти люди были совершенно «бесполезны». Они были недостаточно умны, чтобы хорошо решать проблемы, а также не были трудолюбивы или способны к искусствам. Несмотря на это, в результате они оказались единственными выжившими представителями своей расы, поскольку остальное население было уничтожено внезапной смертельной болезнью, передающейся через грязные телефонные трубки...
Затем Адамс отпускает несколько шуток, суть одной из которых состоит в том, что вы никак не можете осмысленно и произвольно поделить любое общество на какие-либо части.
Возвращаясь к заголовку статьи — очевидно, что и дворники, и врачи играют одинаково важные роли в обществе. Эти роли просто сильно разные сами по себе. У нас часто возникает соблазн сказать, что какие-нибудь уборщики «ниже», чем кто-либо, потому что их работа требует низкой квалификации или вообще неквалифицированного труда. На самом деле это неправда. Последнее лишь означает, что необходимые навыки в некоторых профессиях развиваются непосредственно на работе, а не в процессе какого-нибудь формального образования или прохождения программы обучения. Или даже не за годы предшествующего профессионального опыта, а просто весьма быстро.
Поскольку мы ещё не живем в реальной пост-дефицитной экономике, мы решили, что врачи должны получать бо́льшую долю ресурсов, а уборщики — меньшую. Вам это может нравиться или не нравиться, но это не имеет значения. Однако у нас возникают явные проблемы, когда мы начинаем присваивать какую-то «ценность» людям или работе. Никак нельзя сделать вывод, что, поскольку кому-то платят меньше, они приносят обществу «меньше пользы». Даже попытка просто вникнуть в этот вопрос не вызовет ничего, кроме разногласий, и будет совершенно непродуктивной.
Иногда говорят, что директор может исчезнуть на неделю, а мы этого даже не заметим. Но это не относится к людям, которые каждый день опорожняют наши мусорные баки.
Кстати, сама постановка вопроса предполагает, что мы все приносим пользу обществу через свои профессии. Но нельзя сводить человека к его профессии. У каждого из нас есть внутренняя ценность, а чья-то профессия может совершенно не иметь значения. Наконец, в семье самого простого человека может родиться гений, который изменит судьбы человечества...