Индия – страна с колоссальным экономическим потенциалом, большой численностью населения и богатейшей культурой. Это что сегодня знает и может сказать об этой стране фактически любой житель мира, даже далекий от какой-либо бизнес аналитики.
Индийцы по-настоящему привыкли жить в постоянном контрасте. Километры трущоб чередуются с богатейшими дворцами, храмами и многоэтажными современными отелями индийской столицы.
Несмотря на то что Индия преимущественно аграрная страна и основная масса населения работает на земле, в последние 20 лет доминирующим сектором рынка является сфера услуг, в частности многочисленные технопарки, обслуживающие сотни IT-компаний.
В Индии хорошо развивается и туристический сектор. При этом, вплоть до начала 21 века в Индии практически отсутствовали вендинговые автоматы, столь необходимые для продажи десятков различных товаров и услуг для современного туриста или делового человека. В отличии от задач европейского вендингового рынка, у индийской отрасли на одном из первых мест стоит социальная функция вендинга.
Буквально 10-15 лет назад в Индийских городах началось постепенное развитие вендинговых автоматов. Одними из первых стали автоматы или как их окрестили индусы «банкоматы» с водой. Проблема обеспечения местного населения и туристов безлопастной и чистой водой существовала в Индии на протяжении всей её истории. Размещение сети таких банкоматов в различных частях Индии помогло сделать перемещение по различным регионам более безопасным и комфортным. Водные автоматы размещают частные компании эксплуатируя машины, взамен получая от них выгоду. Вместе с тем это в значительной степени снизило финансовое бремя правительства по обеспечению бедняков чистой питьевой водой.
Водные банкоматы, размещают именно там, где они больше всего нужны – в местах без возможности обеспечить традиционные способы подачи воды. У государства есть возможность добавлять нуждающимся определённые суммы на смарт карты для покупки воды в подобных автоматах.
В процессе развития вендинг-рынка в Индии, власти вплотную занялись установкой автоматов по продаже презервативов, которые, как и водоматы оказались необходимыми. Количество больных венерическими заболеваниями в стране растет, кроме того с помощью кондоматов власти хотят хоть как-то контролировать рождаемость среди бедных слоев населения. Бизнесу потребовалось время для того чтобы население приучилось относиться серьёзно к данной проблеме и начать пользоваться оборудованием.
Многие индийские автоматы сегодня оснащены возможностью оплачивать покупки предоплаченной смарт-картой. Контроль и размещение торговых автоматов в большинстве своём контролируется государственными органами и ведомствами.
Предприниматели и религиозные организации в последние годы стали точено устанавливать общественные холодильники для того чтобы любой желающий мог пожертвовать пищу, воду, и местные фрукты для бедных или бездомных людей.
Помимо благотворительных и социальных проектов в современной Индии стал появляться и уникальный премиум сегмент. В городе Мумбаи несколько лет назад был установлен автомат, продающий золотые слитки и монеты, а также, впервые в мире, ювелирные украшения с бриллиантами. Установка такого автомата была вызвана традиционно высоким спросом на золото и золотосодержащие товары среди местного населения и туристов. Первый такой автомат разместили в одной из финансовых компаний, в деловом районе города. Автомат напоминает большой сейф, а в его ассортименте представлено в общей сложности 36 изделий - слитки золота и серебра весом от 10 граммов и более, монеты и обрамленные бриллиантами медальоны с индуистскими религиозными символами.
Ещё одной собственной разработкой индийских инженеров стало создание полностью индийского смарт вендинга по продаже популярного уличного блюда «пани пури». Острая уличная еда во фритюре часто отпугивала желающих её купить у местных торговцев в связи с низкой гигиеной последних.
Один из жителей Дели, разработал систему, которая позволяет сканировать qr-код, производить бесконтактную оплату и получать индивидуальную, запечатанную порцию лакомства, без помощи продавца. В запечатанной упаковке также находится стакан, который можно использовать для розлива ароматизированной воды из четырех доступных вкусов.
Ещё одним, чисто индийским направлением вендинга стало создание сети автоматов по продаже семян овощных культур. В планах правительства помочь крестьянам быстро и удобно покупать то что им будет нужно, в каждом регионе на всех крупных железнодорожных станциях. Выбор семян осуществляется на сенсорном экране вендинг-машины. Технологию этого торгового автомата спроектировали зарубежные партнеры, однако их производством занимается индийская компания.
Также в крупных городах Индии стали размещать терминалы для малограмотных приезжих из сельской местности и глухих регионов для поиска работы. Обычные крестьяне часто становятся жертвами мошенников, а подобные терминалы отличаются простотой и оснащены голосовым помощником. В таких автоматах можно найти объявления о найме на постоянную или на сезонную работу, а также информацию о сдаче жилья или комнатах-гостиницах эконом класса.
В связи со спецификой индийского общества и его проблем вендинг по-прежнему, вендинг развивается и идёт по своему уникальному пути. Что будет дальше с историей мирового вендинга в Индии и других странах – вы сможете узнать. Подписавшись на канал ведущего вендинг оператора России «Uvenco». До новых историй!