Найти тему
Бурмистр.ру

Мнение суда об отказе ГЖИ во внесении изменений в реестр лицензий

Управляющая организация вправе начать управлять многоквартирным домом только после того, как этот дом будет внесён в реестр лицензий (ч. 9 ст. 161 ЖК РФ). Данную функцию осуществляет орган Государственного жилищного надзора, принимая решение по обращениям о внесении, в течение 10 рабочих дней с даты поступления такого рода документов.

Полномочия ГЖН в принятии решения, определяющего судьбу дома после проведения собрания, не безграничны. В настоящее время сформирован свод судебной практики с решениями, содержащими пределы полномочий органа. Как правило, решения судов строятся на основании пункта 9 Приказа Минстроя РФ № 938/пр, в котором чётко указаны законные случаи отказа управляющим МКД во внесении изменений в реестр.

В феврале 2022 года решение ГЖН о подобном отказе получила управляющая компания «БАЗИС».

1 декабря 2021 года компания направила в адрес Государственной жилищной инспекции города Москвы заявление о внесении изменений в реестр подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений для хранения в течение трех лет.

Мосжилинспекция приостановила рассмотрение заявления по причине того, что от «старой» УО ничего не поступало, а также из-за «недостоверности сведений, содержащихся в заявлении и представленных документах (в части соблюдения требований законодательства при принятии решений на общем собрании собственников)».

Орган запросил у УО реестр собственников, сведения о соблюдении порядка передачи технической документации на МКД, подтверждение уведомления старой УО о расторжении договора управления, «иные сведения, влияющие на ход рассмотрения заявления».

Компания ответила, что изложенные документы уже направлены ранее, а также представило дополнительные документы. Оно указало, что протокол собрания размещен в ГИС ЖКХ, приложив подтверждающие скриншоты.

Однако этого инспекции оказалось недостаточно, и она отказала во внесении изменений в реестр лицензий, сославшись на «недостоверность сведений, содержащихся в заявлении и представленных документах (в нарушение пункта 5 Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний, утвержденного приказом Минстроя России от 28.01.2019 года №44/пр, в открытом доступе в ГИС ЖКХ не размещены сканы решений и протокола общего собрания собственников). В отказе инспекция сослалась на подпункт «б» пункта 5 Приказа №938/пр.

Этот подпункт предусматривает проверку достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Приказа № 938. Пункт 3 предусматривает исчерпывающий перечень документов, который лицензиат прилагает к своему заявлению о внесении изменений в реестр лицензий.

Не согласившись с Распоряжением органа, УО обратилась в суд с заявлением о признании данного акта незаконным.

Арбитражный суд Московской области Решением от 30 мая 2022 года (Решение по делу № А40-29638/22) требования УО удовлетворил. С ним согласился Девятый арбитражный апелляционный суд и в Постановлении № 09АП-45565/2022 от 29 августа 2022 года указал следующее

  • порядок не содержит указаний на то, что документы и сведения, несоответствие которых (по мнению ответчика), явились основанием для приостановления рассмотрения, таковыми являются;
  • требования, которые надзорный орган предъявляет к лицензиату, избыточны, противоречат Порядку. В рассматриваемом случае, документы и сведения, которые орган требует к предъявлению, не установлены Порядком, как подлежащие представлению;
  • «…так, подпункт «б» пункта 5 Порядка, несоответствие документов которому, указано в оспариваемом распоряжении, не применим к УО, поскольку отсылает к пункту 3 Порядка, не содержащего случаев, применимых к лицензиату».

Суды сошлись во мнении, что неразмещение информации в ГИС ЖКХ — это другое основание для отказа во внесении изменений в реестр лицензий, предусмотрено подпунктом «г» пункта 5 Порядка, однако оспариваемый отказ ссылки на этот пункт не содержал:

«…учитывая изложенное, на момент вынесения оспариваемого распоряжения, требования о выполнении ООО «БАЗИС» подпункта «г» пункта 5 Порядка были проверены Мосжилинспекцией и нарушений размещения информации в системе установлено не было…».

Указанный спор вновь доказал возможность действий органов субъектов жилищного надзора за пределами полномочий и необходимость отстаивать свои права в судебном порядке.

2 ноября проведем вебинар «Персональные данные с сентября 2022 года: что нужно поменять в работе, чтобы не влететь». Программа и заявка на участие здесь.