Почти две недели прошло с момента миграционного пика на пункте пропуска «Верхний Ларс». С тех пор через КПП пропускают всех желающих, а пробки как будто и не было. Как сейчас живут россияне в Тбилиси и что планируют делать дальше? Корреспондент NewsTracker пообщался с одним из эмигрантов и узнал подробности.
По словам молодого человека, местные жители сдают квартиры с очень плохим ремонтом и иногда даже с частичными удобствами. А арендаторам рекомендуют «не выделывался», так как у них «много денег», а если средств нет, то уезжать обратно в Россию.
Отношение к приезжим
Долгий и мучительный переход через границу с Грузией, для некоторых длиной в несколько суток, закончился для эмигрантов пересечением КПП и появлением надписей на грузинском языке. Но как выяснилось, это только начало не менее сложного и совсем незнакомого пути к «новой» жизни в соседней стране, со своими особенностями и сложностями, в том числе и связанными с отношением к россиянам. Влад Кузьминов, 30-летний айтишник из Невинномысска, оказался в числе тех, кто решил уехать из России в Тбилиси. В разговоре с корреспондентом NewsTracker он рассказал о своей жизни за границей, о том, как его встретили местные и о своих планах.
«У себя в Москве командовать будешь»
Пересекая вторую границу — грузинскую, — въезжающие страну уже через три часа оказываются в Тбилиси. Хорошая дорога, красивая природа. Совсем иначе дело обстоит с теми, кто, как и Влад, переходил, а не переезжал из России в Грузию. Как рассказал молодой человек, проблемы в том, как уехать, нет. Здесь много таксистов, как официальных, так и «бомбил» на машинах, начиная от советских 40-летней давности и заканчивая микроавтобусами на 30 человек. Однако, цена, которую называют перевозчики, удивляет.
«Я перешел границу и был безумно рад, что через часа четыре буду в Тбилиси и смогу попить кофе, за которым соскучился. Понимал, что бесплатно никто не повезет и был готов заплатить. И вот здесь начинается самое неприятное. Машин много и каждый, как на автовокзале, кричит и предлагает уехать, а вот цена у них, мягко сказать, космическая. За несколько часов пути они хотели не меньше 200 долларов, и это если пассажир не один. Забивают полную машину, плюс чемоданы. Как рассказывали мои друзья, ехавшие таким способом, то еще удовольствие. При мне одни ребята отдали таксисту 700 долларов за троих, и он был не очень-то доволен. Мне повезло, меня взяла к себе в попутчики семейная пара из Ростова, они ехали к сыну, который живет в Грузии. Я им заплатил чисто символически», — рассказал молодой человек.
Подобные истории в последнее время можно часто встретить на просторе Интернета. Многие пассажиры таких такси рассказывают об ужасном состоянии машин, опасном вождении по горной дороге и хамстве водителей, которые на все просьбы и замечания отвечали однотипно: «У себя в Москве командовать будешь».
Ни хостелов, ни квартир
Еще одной трудностью для вновь прибывших становится поиск жилья. Хороших квартир по доступным ценам и в обычное время в Грузии не так много, а после первой волны миграции в феврале–марте этого года жилья стало еще меньше. Так, по словам многих приезжающих, арендодатели подняли стоимость жилплощади в несколько раз. Квартиры, даже в самых отдаленных районах Тбилиси, никогда не пользовавшихся популярностью у туристов, и те оказались занятыми на месяцы вперед. Это же касается отелей, гостиниц и даже хостелов.
«Думал, что недельку перекантуюсь в хостеле. Читал, что их много и стоят недорого. Но, к моему удивлению, мест не было вообще нигде, даже в самых „стремных“. И если честно, то для меня это было шоком. В чужой стране, после нескольких суток пути, хочется просто помыться, и тут такое. Чудом нашел место в хостеле в 40 минутах от центра. И то на один день. Начал искать гостиницу или гостевой дом. И тоже ничего. Если раньше были сервисы типа Booking или Airbnb, где были сотни предложений, то сейчас они не работают, и как искать жилье многие, в том числе и я, не знают. В Telegram и Facebook (принадлежит Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории России, прим. редакции) есть куча всяких сообществ, где ищут квартиры, но и там нет ничего», — поделился Влад.
На резко ухудшившееся отношение к приезжим из России после 21 сентября жалуются многие. В соцсетях достаточно видео, где молодые грузины устраивают акции возле кафе, ресторанов и других мест, где собираются россияне. Приезжих называют дезертирами и требуют «освободить Грузию». А некоторые пошли еще дальше — рестораторы и владельцы гостиниц требуют от посетителей подписать бумаги о том, что Абхазия и Южная Осетия принадлежат Грузии.
«Отношение очень разное. Есть те, кто абсолютно спокойно общаются и даже не парятся, слыша русскую речь. А есть и такие, кто видно, что понимают тебя, но специально говорят на грузинском или английском. Про кафе и подписание всяких бумажек слышал, но сам не сталкивался. Встречался с молодежью местной, которые митинговали и ходили с рупорами. Даже поговорить удалось. Вначале они достаточно агрессивно настроены были, а минут через пять — уже нормально. Объяснил, что и как, они вроде даже поняли и сказали, что нет никаких проблем. Я, если честно, не держу зла и понимаю их отчасти. Нас столько приехало. Может, боятся нас, пропаганда-то и у них есть. Думаю, что нормально все будет, найдем что-то общее», — рассказал собеседник.
Есть в грузинском обществе и те, кто придерживается более радикальных взглядов. Например, депутаты оппозиционной партии «Грузинская мечта» предложили не пускать в страну россиян или открывать границы очень избирательно — только для тех, кто не согласен с политикой России и готов публично осудить ее.
Что дальше?
Как и многие россияне, оказавшиеся после 21 сентября в Грузии, Влад не знает пока, что делать дальше. Грузинское правительство уже несколько раз заявляло, что работает над вопросом легализации прибывших, которые захотят остаться. На данный момент граждане России могут находиться в стране 360 дней без визы. Также можно открыть аналог нашего ИП или ООО и заниматься бизнесом. Но для всего этого нужно знание языка, минимальный круг знакомых из местных и финансы, с которыми у большинства проблемы.
«Самое главное — работа. Хорошо тем, кто на удаленке. Вот я не сильно парюсь: есть интернет — все норм. А вот тем, кто в России работал, образно на заводе, вот им непросто сейчас. Многие же собрались и уехали за один-два дня. Ни денег толком, ни плана действий — главное уехать. Тут много наших таких. Кто-то делает визу в Европу и планирует уезжать, просить убежища. Кто-то ищет хоть какую-то работу, даже за копейки. Но, если честно, то почти у всех неопределенность. Никто же не планировал уезжать из России, а если и планировал, то не так резко. А теперь нужно все заново начинать. В общем, сейчас у меня от Грузии положительные впечатления, несмотря на какие-то моменты. Пока останусь здесь, а дальше будет видно. Жилья нормально нет, зато не обижают», — завершил свой рассказ Влад.
В Грузию, по данным МВД страны, начиная с 21 сентября въехало почти 80 тысяч человек, большая часть из которых мужчины призывного возраста. В свою очередь, 27 сентября пресс-секретарь президент России Дмитрий Песков заявил, что в Кремле неизвестно общее количество людей, которые уехали из России после объявления частичной мобилизации. Такие данные, по его словам, есть у пограничной службы, но публично они не озвучивались.