Найти тему
Петр Власов

Самураи – убийцы «Драконов» (02). Такие разные «Самурайские Мечи»

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Японское авиационное руководство не только не вело работ по созданию стратегической авиации, но даже отказалось в начале войны от принятия на вооружение уже созданного конструкторами хорошего истребителя-перехватчика, способного бороться с дальними бомбардировщиками противника. Отказались лишь потому, что для достижения высокой скорости на Ki-44 был поставлен мощный, но более тяжелый мотор, несколько снизивший маневренность этой машины (хотя перехватчику предстояло вести бои с неповоротливыми бомбардировщиками, а не с верткими истребителями). Следуя устаревшим взглядам времен 1-й мировой войны на тактику ведение боя, японские авиаторы даже в новом периоде господства монопланов требовали от конструкторов создания фронтовых истребителей, маневренность которых приближалась бы к маневренности бипланов. Этой маниакальной тяге к «закручиванию воздушной карусели» приносились в жертву и качества, необходимые хорошему перехватчику бомбардировщиков – высокая скорость и мощь бортового вооружения. В результате основным и самым массовым армейским истребителем Японии в годы 2-й мировой войны стал чрезвычайно верткий, но тихоходный для своего класса, да еще и слабо вооруженный Ki-43 «Хаябуса» («Сокол»).

Основной фронтовой истребитель Японии Ki-43 совершенно не годился  для перехвата стратегических бомбардировщиков
Основной фронтовой истребитель Японии Ki-43 совершенно не годился для перехвата стратегических бомбардировщиков

Этому «воздушному акробату», превосходившему в маневре все самолеты противника, просто не хватало скорости и скороподъемности, чтобы нагнать идущие на большой высоте дальние бомбардировщики (скорость разных модификаций Ki-43 – от 490 до 530 км/ч, время подъема на 5 км – 5,8 мин.). Но даже при счастливом стечении обстоятельств – случайной встрече на одной высоте и близкой дистанции – у Ki-43 фактически почти не было шансов нанести забронированной в жизненно важных местах «Крепости» фатальные повреждения своими двумя пулеметами. Ведь в лучшем случае это были 2х12,7-мм «крупняка»; а ранние «Хаябусы» вообще несли только 2х7,7-мм пулемета винтовочного калибра.

Таким образом, японцы сами создали ситуацию, когда огромным четырехмоторным самолетам высокой живучести, способным нести тонны бомб, противостояли легкие слабо вооруженные истребители устаревшей концепции, которыми даже в конце войны было вооружено большинство японских истребительных полков. И если Ki-43 с трудом, но при благоприятных условиях еще мог иногда догнать В-17 и В-24, то появившемуся позже В-29 самая совершенная модификация «Сокола» уже уступала в скорости на 50 км/ч. А его двухпулеметное вооружение было слишком слабым для серьезного поражения хорошо защищенной «Суперкрепости».

Армейский перехватчик Ki-44 «Сёки»

Истребитель Ki-44 «Сёки», прозванный японцами «Летающим бревном»,  оказался хорошим перехватчиком «Крепостей»
Истребитель Ki-44 «Сёки», прозванный японцами «Летающим бревном», оказался хорошим перехватчиком «Крепостей»

Как уже говорилось, еще до начала войны фирма «Накадзима» создала хороший истребитель-перехватчик Ki-44 «Сёки» («Демон»). «Сёки» был скоростным (до 605 км/ч), обладал высокой скороподъемностью (на 5 км поднимался за 4,2 мин) и большой для истребителя дальностью полета - от 1.300 до 1.700 км (с подвесными баками). «Демоны» были относительно неплохо вооружены: имели по 4 крупнокалиберных 12,7-мм пулемета (и располагали ресурсом для установки более тяжелого, пушечного вооружения, оторое в Японии еще разрабатывалось).

Но эти летные качества были достигнуты путем установки мощного, однако тяжелого мотора, что ухудшило маневренность Ki-44. В результате японцы прозвали перехватчик «Летающим бревном» и отказались принимать истребитель на вооружение. Хотя в действительности маневренность Ki-44 вполне соответствовала маневренности европейских скоростных истребителей. Просто качества нового самолета требовали использования другой тактики боя: не «закрути врага до головокружения», а «ударь и беги». Однако японские авиаторы предпочли скоростному, хорошо вооруженному современному истребителю тихоходный и слабо вооруженный самолет устаревшей концепции лишь потому, что тот мог «сам себе зайти в хвост». И понадобился целый год ведения боевых действий и ряд безуспешных попыток перехвата американских «Летающих крепостей», чтобы только в конце 1942 наконец-то официально принять отвергнутого было «Демона» на вооружение. Из-за этой задержки разработанные еще до войны Ki-44 начали поступать в авиачасти только в начале 1943 г; мало того: запоздало спохватившиеся японцы почти все эти самолеты направляли в первую очередь в ПВО Японии - для защиты метрополии от будущих налетов. А там «Демоны» бесполезно «прозябали» до середины 1944 года – пока до Японии не добрались появившиеся на дальневосточном театре В-29. Для борьбы же с базировавшимися на Китай «Крепостями», бомбившими нефтяные месторождения на Суматре, японцы направили лишь небольшое количество «Демонов». Однако даже этот «мизер» перехватчиков убедительно показал «Либерейторам», что в японских ВВС появился самолет, способный сбивать казавшиеся до этого почти неуязвимыми В-24.

-4

Когда же летом 1944 года американцы начали налеты на Японию армадами стратегических бомбардировщиков В-29, это презираемое летчиками «Летающее бревно» оказалось чуть ли не единственным японским истребителем, способным довольно эффективно бороться с вражеской «Суперкрепостью». Правда, для поражения этого огромного самолета мощи четырех крупнокалиберных пулеметов Ki-44 оказалось уже недостаточно. Поэтому на новой модификации «Демонов» оставили только два «крупняка», а в крыльях разместили две 20-мм авиапушки, значительно повысившие вес залпа. Кроме того, небольшими партиями выпускались «Сёки» и с еще более мощным вооружением: в дополнение к паре 12,7-мм пулеметов - две крыльевые 37-мм пушки с дальностью прицельной стрельбы до 1000 м. Они оказались очень эффективны в поражении американских «Драконов». Всего было построено чуть более 1.200 «Демонов».

Тяжелый двухмоторный армейский перехватчик Ki-45 «Торю»

-5

Еще одним относительно неплохим перехватчиком американских «Крепостей» оказался проектировавшийся вовсе не для этой цели тяжелый двухмоторный Ki-45. Этот самолет создавался для армии фирмой «Кавасаки» с 1938 года в подражание европейской концепции «тяжелого истребителя сопровождения бомбардировщиков». Однако «Битва за Англию», в которой немецкие Мессершмитты-110 той же концепции оказались почти неспособны противостоять британским одномоторным перехватчикам, показала японцам, что их тяжелые Ki-45 тоже вряд ли справятся с легкими истребителями. Возник вопрос: что делать с этой оказавшейся ошибочной разработкой. Но тут Япония вступила в войну, и почти сразу японские летчики столкнулись с «несбиваемыми» американскими «Летающими крепостями» В-17. С удивлением выяснив, что эти огромные бомбардировщики противника просто «не по зубам» их любимым юрким, но слабеньким «Соколам», японцы решили использовать против «Крепостей» оказавшегося «не у дел» Ki-45. Правда, летные данные «двухмоторника» оставляли желать лучшего: скорость 540 км/ч, подъем на 5 км занимал 6,3 мин. Зато этот самолет мог долго держаться в воздухе (дальность до 2.260 км). Это позволяло Ki-45 заранее занять позицию на пути бомбардировщиков и дождаться их появления. А главное – «свежеиспеченный перехватчик» имел необычайно мощное для японских самолетов начала войны вооружение: 2х12,7-мм пулемета и 20-мм пушку (а для самозащиты сзади 7,69-мм пулемет). Такая огневая мощь, позволявшая сбивать почти неуязвимые четырехмоторники, и привела к мысли бросить эту тяжелую машину против «Крепостей». Ведь борьба против громоздких монстров вовсе не требовала от перехватчиков хорошей маневренности, тем более, что «Крепости» в этот период летали без истребительного прикрытия. У американцев на Востоке дальних истребителей, способных сопровождать В-17 и В-24, в начальный период войны просто не было, к тому же считалось, что «Крепости» вполне способны отбиться от японцев своими батареями «крупняков».

-6

Поэтому уже в январе 1942 японцы наладили производство Ki-45, а в августе официально приняли его на вооружение как истребитель-перехватчик, дав многозначительное название «Торю» («Убийца драконов»). Общее количество построенных за войну «Торю» составило почти 1.700 экземпляров.

Первое подразделение «Убийц драконов» прибыло в Китай в ноябре 1942, и сразу же приступило к перехвату безнаказанно действовавших там «Летающих крепостей» и «Освободителей». Причем эффективность «Убийц драконов» оказалась настолько высокой, что американские дальние бомбардировщики были вынуждены перейти от дневных налетов к ночным. Но японцы тут же разработали ночную версию «Торю»; правда, бортовых радаров для Ki-45 у японской армии не было, и пилотам оставалось надеяться только на наведение их на цель с наземных радиолокаторов и на свет посадочных фар, установленных в носах ночных перехватчиков. Зато ночные «Убийцы драконов» получили на вооружение дополнительно еще по две 20-мм пушки, установленные под наклоном для стрельбы вверх. Заодно японцы увеличили огневую мощь и дневной версии: оставив от прежней системы только 20-мм пушку, они вместо пулеметов установили на самолет мощную авиапушку калибра 37-мм. В этом виде «Убийца драконов» остался опасными даже для появившихся у американцев впоследствии «Суперкрепостей» В-29. Но из-за большой разницы в скоростях «Торю» могли провести только одну атаку на «Суперкрепости», после чего В-29 легко отрывались от их преследования...

Тяжелый двухмоторный флотский перехватчик J1N «Гекко»

Два варианта морского истребителя-перехватчика J1N «Гекко»: дневной с оружием направленным вверх и вниз, и ночной с антеннами бортового локатора и пушками только вверх
Два варианта морского истребителя-перехватчика J1N «Гекко»: дневной с оружием направленным вверх и вниз, и ночной с антеннами бортового локатора и пушками только вверх

Практически одновременно с «Торю» фирмы «Кавасаки» компания «Накадзима» разрабатывала еще один «тяжелый истребитель сопровождения бомбардировщиков» - но не для армии, а для флота (точнее, для морской авиации берегового базирования). Когда этот самолет уже был создан, японские моряки так же осознали, что тяжелая двухмоторная машина вряд ли сможет противостоять в маневренном бою легким перехватчикам, и тоже отказались от использования J1N в качестве истребителя. Однако от самого самолета они не отказались, и переквалифицировали J1N, получивший название «Гекко» («Лунный свет»), в дальний разведчик. Серийное производство «Гекко» началось в декабре 1941, на вооружение флота самолет был официально принят в июле 1942, а на фронтах эта машина начала применяться с августа. Самолет обладал относительно неплохими для японской двухмоторной машины данными: скорость до 530 км/ч, подъем на 5 км - 5,6 мин., дальность полета 2.700 км (до 3.800 км с подвесными баками).

-8

«Гекко» в варианте разведчика показали себя с самой лучшей стороны. Когда же весной 1943 японским морским летчикам при обороне Рабаула пришлось столкнуться с ночными налетами американских «Либерейторов», которым флоту оказалось нечего противопоставить, моряки в полевых условиях стали устанавливать на разведывательные «Гекко» авиапушки, и сбивать «обнаглевшие» В-24. Фирма «Накадзима» тут же подхватила инициативу фронтовиков и начала выпуск заводской версии истребителя-перехватчика «Гекко» с двумя 20-мм автоматическими пушками, установленными за кабиной пилота под углом к продольной оси (одна – вверх, другая – вниз). А так как «Лунный свет» очень часто занимался ночными перехватами, был налажен выпуск и ночной версии. Но флот Японии, вооружавшийся по собственной программе, независимо от армии, имел «свои личные» бортовые радары, и потому большинство ночных J1N были обеспечены радиолокаторами (лишь небольшое количество ранних ночных «Гекко» вместо радаров получили носовые прожекторы). При этом от пушки, направленной вниз, отказались из-за невозможности вести из нее прицельный огонь, зато установили еще одну пушку, направленную вверх. Всего в варианте истребителя-перехватчика было изготовлено около 500 «Гекко».

В боях против американских В-24 «Гекко» показал себя довольно эффективным перехватчиком. Неплохо он использовался и против появившихся позже более современных «Суперкрепостей» В-29; однако (как и «сухопутный» Ki-45) флотский J1N из-за невысокой скорости редко мог совершить больше одной атаки по более скоростному В-29…

Армейские истребители Ki-61 «Хиен» И Ki-100

-9

Истребители Ki-61

А на заключительном этапе войны, когда американские В-29 начали налеты на Японию, японцы перевели в перехватчики свой новый фронтовой истребитель Ki-61 «Хиен» («Ласточка»). Это был первый самолет Японии, который по своим летным и боевым качествам являлся универсальной машиной, способной выполнять функции как фронтового истребителя, так и перехватчика. «Ласточка» стояла особняком в ряду остальных японских машин, оснащенных радиальными моторами воздушного охлаждения: она была единственным самолетом Японии с рядным мотором жидкостного охлаждения - лицензионной копией немецкого двигателя Даймлер-Бенц DB.601, стоявшего на Мессершмиттах. Благодаря его мощи, небольшому весу и обтекаемой форме «Хиен» получился не только скоростным; на нем имелись бронестекло, бронеспинка и протектированные топливные баки. Ki-61 стал единственным на 1943-1944 гг. защищенным истребителем японской авиации. Мало того: к радости японских летчиков эта машина получилась еще и достаточно маневренной. Скорость «Ласточек» разных модификаций доходила от 590 до 610 км/ч, подъем на высоту 5 км – от 6 до 5,5 минут, дальность полета – от 1.100 до 1.600 км, «потолок» - от 11.000 до 11.700 метров. Вооружение ранних Ki-61 составляли 4х12,7-мм пулемета; основной массы – 2х12,7-мм пулемета и 2х20-мм авиапушки. А некоторая часть «Ласточек», предназначавшихся именно для разрушения «Крепостей», получила вместо 20-мм мощные 30-мм пушки, очень эффективно уничтожавшие американские бомбардировщики. Всего до окончания войны было построено чуть больше 3.000 «Ласточек».

-10

Универсальный Ki-61 мог бы стать лучшим истребителем Японии, но этому помешала капризность его двигателя, который не выдерживал тропической жары и отказывался работать на бензине низкого качества. Из-за этого во фронтовых Сентаях Ki-61, воевавших в тропических южных широтах, было много проблем технического характера. Однако «Ласточки», находившиеся в расположенной севернее Японии, таких отказов не знали - из-за более прохладной погоды и лучшего снабжения горюче-смазочными материалами. Поэтому здесь Ki-61 наряду со специализированными перехватчиками Ki-44 стали самыми опасными противниками В-29: ведь только эти истребители были способны нагонять скоростные «Суперкрепости». В ПВО Японии «Ласточками» был полностью вооружен 244-й Сентай, который очень успешно вел борьбу с «Суперкрепостями». За 1944-1945 гг. пилоты 244-го заявили об уничтожении 73 и повреждении 93 В-29. Соответственно, в 244-м Сентае было и наибольшее число кавалеров «Букосё», высшего военного ордена Японии – 9 человек. В 1945 к охоте за В-29 подключились переброшенные в Японию фронтовые 5-й и 56-й Сентаи, так же оснащенные истребителями Ki-61.

Истребители Ki-100

Из-за медленного производства двигателей для Ki-61 их постоянно не хватало, и потому японские авиастроители на часть планеров Ki-61 поставили имевшиеся в большом количестве радиальные моторы воздушного охлаждения. Широкий «лобастый» двигатель ухудшил аэродинамику фюзеляжа, однако его более высокая мощность позволила сохранить достаточную для перехвата скорость – 580 км/ч. Правда, несколько ухудшилась скороподъемность: на высоту 5 км Ki-100 поднимался за 6 минут; «потолок» уменьшился до 11.000 метров. Зато увеличилась дальность полета – от 1.400 до 2.200 км (с подвесными баками). Вооружение осталось стандартным - 2х12,7-мм пулемета и 2х20-мм пушки.

Только что построенные «сотки» прямо из заводских цехов шли на восполнение потерь в Сентаях ПВО Японии. Там они воевали в одном строю со своими «предками» - Ki-61. Но так как производство Ki-100 началось только в марте 1945, их успели выпустить немного: всего 389 экземпляров.

Самураи – убийцы «Драконов» (01). Типология «Драконов»

Самураи – убийцы «Драконов» (03). Асы морской авиации

Самураи – убийцы «Драконов» (04). Асы армейской авиации

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по теме военной истории