Педагогические очерки для будущей книги «Сердце героя»
– Что ты почувствовал, когда он отпустил руку? Тебе это понравилось?
– Нет. Предательство…
***
Коле 12 лет, и он невероятно красивый человек. Что значит для меня красивый? Это его глаза – они открытые и доверчивые, тихие и ясные. Сам Коля совсем не тихий – активный шалун, каким и должен быть мальчишка его лет. Но его глаза остаются такими же тихими и доверчивыми, отражающими глубину его души.
У Коли есть старший брат Саша, ему 13. Крепкий, сильный, ловкий, при этом чуткий и заботливый. Коля обожает своего брата и хочет быть на него похожим. А Саша заботится о Коле, не обижает его. Настоящие, красивые, честные братские отношения.
Пишем с ребятами письма родителям. Дети вольно расположились по комнате. Я им говорю: «Найдите себе местечко, где нравится, и напишите письмо самому близкому и любимому человеку. Пишите то, что на душе. Поблагодарите его – ведь есть же за что благодарить! Зажгите своё сердце и пишите!»
Коля лежит на полу возле стеночки и вопросительно смотрит на меня своими красивыми и доверчивыми глазами. Я подхожу, тихо улыбаюсь и сажусь рядом. «А что писать?» – шёпотом спрашивает Коля. И взгляд у него как будто направлен вглубь себя – спрашивает не только меня, но и своё сердце. «Напиши маме, ведь она для тебя самый близкий человек», – отвечаю я Коле, и пытаюсь обратить внимание мальчика на его чувство к матери. «Нет», – отвечает Коля. «Нет?» – удивлённо спрашиваю я, а внутри холодок пробежал. Неужели я ошибся в Коле? Неужели он бесчувственен и его глаза это красивая, но бесплодная пустышка? Неужели в его сердце нет места любви? Или там есть семейная трагедия, о которой я даже не догадывался и не имел никакого о ней представления? «Саша… Саша самый близкий человек, – задумчиво отвечает Коля, заглядывая внутрь себя, – он меня понимает».
Невероятная теплота разливается у меня внутри: «Пиши Саше. Пиши о том, что он для тебя значит и что ты чувствуешь к нему. Вспомни какую-нибудь историю или приключение с Сашкой. Пиши о том, что на твоём сердце». И Коля пишет. Пишет брату, самому близкому своему человеку…
А вечером мы играем в тарелку на поле. Правила такие: на противоположных сторонах поля выделены две зоны, где находятся команды. Игрокам надо запустить тарелку так, чтобы она упала на зону противника, ну и не дать упасть тарелке на своей зоне. Коля и Саша играют вместе – вдвоём против нас пятерых – трёх мужчин и двух ребят. У нас настрой не на победу, а на радость общения, радость игры, радость преодоления самого себя. Но и спуску ребятам не даём – выкладываемся по полной и тарелку запускаем кручёную. Но Сашка берёт всё! Как молния летит туда, где, казалось бы, уже точно не достанет, и у самой земли подхватывает тарелку, не давая ей упасть. Счёт 12:2 в пользу Саши и Коли. Коля играет тоже классно и любит играть, берёт самые невероятные пасы и сильно, красиво запускает тарелку обратно. Но сейчас он просто присел на корточки и даёт играть Сашке. А стремительный и непробиваемый Саша перекрывает один свою зону. В какой-то момент тарелка улетает за ограждения. Коля перелазит через сетчатый трёхметровый забор, а на обратном пути остаётся наверху, оттуда наблюдая за ходом игры. Коля уверен в своём брат – Сашка не подведёт. Он сидит на заборе и любуется братом – его ловкими и стремительными движениями, силой и грацией, его упоением игрой и красотой характера – мужественного честного и благородного. При этом Коля остаётся справедлив к ходу игры, ни в малой степени, не подыгрывая Саше и восхищаясь бросками своих соперников. Невероятная красота игры и человеческих отношений!
Вместе с Владимиром, это один из пап, которые приехали на усадьбу Амонашвили учиться гуманной педагогике, мы запускаем ребят в небо возле бассейна. Коля, конечно, тоже здесь. Наполненный радостью и доверием к двоим взрослым мужчинам, он взмывает в небо и размашисто, обдавая всех брызгами, заныривает в бассейн. Сияющий и счастливый мальчик подплывает к бортику. На помощь приходит Володя, он протягивает руку, за которую крепко хватается Коля. Уже почти вытащив его, мужчина вдруг отпускает руку и удивлённый Коля, широко распахнув глаза, падает обратно в воду. В этот миг у меня сжалось сердце и время остановилось. Я видел медленно падающего растерянного Колю и уверенно улыбающегося Володю. Это не была злая улыбка, это не был злой умысел, это была просто обычная шутка. Так ребята часто могут позволить себе во время игры – толкаться, подтапливать друг друга, наполовину вытаскивать товарища, а потом сбрасывать его. Но в этом случае с Колей было что-то неправильное.
Потом, когда мы с Колей ехали на электромобиле по усадьбе, я его спросил:
— Помнишь, тебя Володя вытаскивал из бассейна? Что ты почувствовал, когда он отпустил руку? Тебе это понравилось?
— Нет… Предательство.
— Я тоже это почувствовал. Но ты знаешь, это не со зла. Ты прости его.
Потом я доверительно, бережно и честно поговорил с Володей. Он хороший человек, крепкий и надежный, и ничего дурного не задумывал. Я рассказал о чувствах Коли, о его восприятии этого случая, о воспитании образами, которые мы даём детям во время нашего общения.
Через несколько дней, когда смена завершилась, растроганный Володя подошёл попрощаться. Он долго думал над тем, что произошло и над нашим разговором. Честно признался, что раньше даже не задумывался над такими обыденными и незаметными «мелочами». Мы крепко обнялись, пожелали удачи и поблагодарили друг друга. Сердце ещё одного папы стало чутче к движениям души ребёнка. Радость!
***
Не нарушай доверие ребёнка. Дай ему образ надежного и преданного друга. Пусть поданная рука будет крепкой, а сердце чутким!
Июнь, октябрь, 2022.
Бушети, Екатеринбург