Вопрос тонкий и спорный. Многих ортодоксов от авторской песни бросает в дрожь от идей аранжировать бардовскую песню, ибо, как они считают, аранжировка убивает святая святых этого жанра - характерную интонацию, делающую именно эту песню уникальной. И вы знаете, как аранжировщик авторской песни, скажу я вам, что люди эти во многом правы, очень во многом, а именно в главном - разрушить интонацию - плёвое дело, а вот подчеркнуть её и усилить - это искусство. Сказать, что я им владею? Это было бы очень самоуверенно и это не правда. В большинстве своём м я мажу, не попадаю, хотя иногда это удаётся, очень нечасто, но всё же получается. И для меня, как человека, стремящегося к профессионализму в этом вопросе, такие случаи (хорошее слово - случаи) - большая удача.
В чём же секрет? Почему многие аранжировщики портят своей работой хорошие песни и даже я этим грешен?.. Такая вот постановка вопроса - почему хреново умеют, а хорошо - изредка?
Главная причина, как мне кажется, это когда автор приглашает профессионального аранжировщика, который не знает жанр авторской песни, т.е. воспринимает песню как совокупность мелодии, гармонии и текста. А потому вся его работа сводится к украшательству (ой, сколько я наукрашал!). Аранжировщик-эстрадник, к примеру, не знает, насколько важную роль играет текст, он включает фантазию - и пошёл размазывать всю свою звуковую палитру по песне, независимо от того, о чём она. Для него есть темп, характер, настроение, которых ему достаточно. Именно после такой работы появляются красивые песни, смысл которых пропадает за блёстками и мишурой.
Тут мне вспоминаются знаменитые концерты памяти Юрия Визбора в Кремле, когда песни звучали в сопровождении симфонического оркестра, когда трогательное тонкое авторское вальсирование превращалось практически в вальсы Штрауса. Причём непрофессиональные голоса бардов, привыкших к гитаре, диссонировали с профессиональным академическим звучанием.
Ещё хуже, когда за такую работу берётся непрофессионал, что случается очень часто. Любой человек, владеющий музыкой лучше барда, зачастую воспринимается бардом как профи, а потому степень доверия к нему может быть достаточно высокой. И когда такому "музыканту" доверяют аранжировку, на выходе может получиться чёрт знает что. С такими аранжировками я встречался достаточно часто, их в авторской песне подавляющее большинство.
Ещё одна беда - обращение к соло-гитаристу, причём как в альбомном варианте, так и в концертном. В этом случае есть два подхода, и в одном - это не беда, в другом, что чаще всего, - полный трэш.
Первый случай, это когда второй гитарист тщательно продумывает свою партию, возможно вместе с автором, когда отметается лишнее, когда выбираются нужные адекватные приёмы развития, и, кто самое важное, всё это фиксируется и играется чётко нотка в нотку на каждом выступлении. Вот тут я перейду на личности и порекомендую послушать Виктора Попова и Кирилла Модестова. Тут вы сразу поймёте, что такое хорошая работа соло-гитариста аранжировщика.
Но в большинстве своём второй гитарист рядом с бардом, если он играет импровизацию, то 99% он всё портит. Даже я, понимающий это и играющий иногда с кем-то из бардов на каком-нибудь фестивале, понимаю, что частенько порчу своим вмешательством. Но, блин, сами же просят подыграть...
В общем, способов испортить песню множество, гораздо меньше способов сделать хорошую аранжировку. Как её сделать?..
Ну, во-первых, нужно чётко понимать характер стиха, и стараться и понимать, что любая неверно сыгранная нота может стать ложкой дёгтя.
Во-вторых, если можно избежать каких-то звуков, лучше их избегать.
В-третьих, между фразами (или предложениями) всегда есть паузы, в которых может продолжаться музыкальная мысль и нужно эти паузы аккуратно заполнять, не наступая на вокальную мелодию. такая фактура не конфликтует с текстом, а потому является самой приемлемой.
В-четвёртых, если аранжировка-таки наступает на текст, то нужно использовать контрастный контрапункт, т.е. на быструю вокальную мелодию медленный певучий контрапункт, если наоборот мелодия медленная и певучая, то в аранжировке может быть активная мелодия.
Очень важно не навредить.
Если же говорить о принципах общих, как не испортить песню, то нужно подбирать такие средства выразительности, которые усилят стихи. Я абсолютно убеждён, что если для выразительности стихов нужен оркестр народных инструментов, то это будет авторская песня. Если для выразительности стихов пригодится тяжёлая рок-группа, то это тоже будет авторская песня, ибо соблюдён главный принцип - текст должен быть первичен. И в этом случае не важно, что является аккомпанементом - одна гитара или большой оркестр. Если стихи удались и стали ярче - значит это авторская песня, и не важно, что там вместо гитары.
А как этого добиться?.. По-моему, очень несложно:
- Изучать музыку на уровне хотя бы музыкального училища (гармония, теория музыки, полифония, инструментовка, музыкальная форма);
- Изучать авторскую песню, быть на 100% в жанре, понимать его, любить, чувствовать энергию, как говорят эзотерики, быть в эгрегоре жанра.
- Обладать музыкальной фантазией и художественным вкусом.
Но самый главный принцип забывать нельзя - если можно не аранжировать песню, то лучше не нужно этого делать, а если уж делать, то осознавать ответственность за результат, ответственность перед автором, перед слушателем, перед собственным профессиональным перфекционизмом, без которого вообще лучше обходить эту сложную стезю - аранжировку авторской песни.
#бардовскаяпесня
#аранжировка
#барды
#гитара