Найти тему

О самодисциплине и целях жизни

О самодисциплине и целях жизни.

Коллаж автора
Коллаж автора

Притча.

В одной большой, достопочтенной семье рос сын – Цансянг Чихуэй. Родители относились друг к другу с любовью, уважением и пониманием. В таком же духе они растили и воспитывали своих детей. Сын, глядя на них, тоже старался воспитывать в себе самые лучшие, по своим понятиям, качества. А надо отметить, что Бог даровал ему большие способности. Его пытливый ум, природная смекалка и быстрая реакция, помогали ему быстро достигать желаемого. Он поставил себе цель стать лучшим из лучших, и решил пойти на обучение в один из монастырей.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Обучение давалось ему легко, он быстро стал превосходить всех остальных учеников. Но вскоре юноше стало скучно, и он стал учиться без прежнего усердия. Цансянг посчитал, что уже достиг необходимых знаний и навыков, стал лучшим из всех. Поэтому ушел из монастыря, решив совершенствоваться в другом.

Во втором монастыре история повторилась. Всё произошло так же, как и в первом. И таким образом юноша перепробовал множество школ. Ему везде казалось, что он стал лучше остальных. Однако, когда он пробовал свои силы и умения в состязаниях по отдельным видам мастерства, то обязательно находился кто-то, кто был лучше его, и он ни разу не становился победителем. Цансянг стал сомневаться в своих талантах и способности добиться чего-то выдающегося.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Из рассказов старейшин своего города он прослышал о мудром Мастере, обучавшим своих учеником в отдалённом, уединённом от мирской жизни монастыре. Вознамерившись продолжить учиться у него, юноша рассказал о своём решении родителям и отправился в путь.

Через несколько дней пути, он нашел в горах очень скромный на вид монастырь. Первые впечатления его были отнюдь не радостными. Но желание достичь своей цели пересилило все его впечатления от увиденного.

Мастер принял юношу, внимательно выслушал его рассказ и просьбу. И после непродолжительной паузы сказал:

– Хорошо. Я возьмусь обучать тебя. Но не жди быстрого результата, и всегда помни, что он зависит только от тебя самого, от твоего терпения и самодисциплины.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Потянулись дни обучения. Цансянг усердно выполнял все задания Учителя, несмотря на то, что многие из них были ему уже знакомы, и которыми, как он считал, владел в совершенстве. Но обучение всё продолжалось и продолжалось. Ученик уже начал терять терпение и высказал свои сомнения Мастеру.

Учитель, спокойно выслушав ученика, сказал:

– Возьми ту вазу на верхней полке и распиши её по своему усмотрению. Только не спеши и постарайся сделать это так, чтобы у тебя получился шедевр.

Цансянг с радостью взялся за это задание. Он долго размышлял над тем, что хочет изобразить и потом тщательно выписал на вазе то, что задумал. По завершении работы, довольный ученик принёс показать её Мастеру. Но Учитель, даже не взглянув на вазу, задал вопрос:

– Ты, считаешь это окончательным? Лучше быть не может? Посмотри на свою работу сам и завтра принеси мне вазу с теми изменениями, которые в ней необходимы.

Ученик был обескуражен. «Он ведь даже не взглянул на мою работу!» – подумал юноша. Однако внимательно рассмотрев своё творение, он нашел несколько важных деталей, которые можно расписать гораздо изящнее. После внесения поправок, довольный собой он понес показать работу во второй раз.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Но Мастер вновь даже не удостоил взглядом вазу и спросил:

– Ты уверен, что внимательно рассмотрел и всё увидел? Подумай и дай мне ответ завтра.

Юноша в недоумении ушёл, не проронив ни слова. Когда он сначала нехотя, а потом внимательно стал изучать свою роспись, то опять нашел то, чем может сделать её еще лучше! Тщательно вырисовав вновь увиденные детали, Цансянг пошёл к Учителю в третий раз. Но история повторилась. В раздражении ученик отправился в мастерскую и чуть было не швырнул вазу на каменный пол. Лишь полученные ранее навыки самоконтроля, позволили ему сдержаться от необдуманного поступка. Поостыв, он стал внимательно рассматривать вазу. И, о боги! Он увидел то, что несомненно сделает вазу шедевром. С огромной радостью он принялся улучшать роспись.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Какого же было его изумление, когда и в четвёртый раз учитель не стал смотреть на вазу и вновь предложил подумать над её усовершенствованием. И тут ученика осенило.

– Учитель, я понял! – с восторгом воскликнул Цансянг. – Совершенству нет предела! И улучшать можно бесконечно!

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

– Вот! – подняв указательный палец вверх, с улыбкой произнес Мастер. – Сегодня ты усвоил важный урок.

– Да, Учитель. И теперь я понял, что не нужно было бегать от одного монастыря в другой, а всего лишь кропотливо углублять свои познания.

– Я рад, что ты осознал это сам.

– Но Учитель, мне не хватает терпения долго сидеть над одним и тем же. Как мне развить свою самодисциплину и научиться побеждать свою неусидчивость, побеждать свои недостатки и пагубные привычки? Пожалуйста, помогите мне в этом вопросе.

– Побеждать, говоришь… а зачем побеждать? Почему ты считаешь, что все достижения достигаются в борьбе? И с кем ты собрался бороться, сам с собой?

– Нет, – неуверенно ответил ученик.

– Посмотри на свои недостатки с другой стороны. Сделай их своими достоинствами.

– Как это, достоинствами? – недоумевал Цансянг.

– А вот так. Например, твоя неусидчивость. Подумай, как можно её обратить себе не пользу?

Ученик задумался, а потом хлопнув себя по лбу воскликнул – Если я неусидчивый, то мне нужно эффективнее мыслить, то есть быстрее соображать, находить новые, нестандартные решения вопросов!

Мастер улыбался. – Правильно. И вот так продумай каждый свой недостаток. А с пагубными привычками нужно не бороться. Ибо, заостряя своё внимание на борьбе, ты направляешь на неё свою энергию. И в результате эту самую борьбу и получаешь. Смести фокус. Перестрой свои мысли.

– Просто не думать о них, забыть?

– Не совсем так. Возьмём к примеру, вино и табак. Все знают об их вреде здоровью. И все желают бросить эти привычки. Но сила человека не в порывах, а в нерушимом спокойствии. Когда человек желающий бросить табак и вино берёт их, то вспомнив о вреде, пробует бросить. Но вновь возжелает их в мыслях, и снова берёт. Так повторяется от раза к разу. При таком положении дел человек пытается яд РУКОЙ бросить. А надо бросать в МЫСЛЯХ.

– Всё равно не понял. Как это бросить в мыслях?

– Люди часто связывают образ табака и вина с отдыхом, а по факту получают только стресс. Принимая яд впервые, они связывают его с тем, что якобы достигли зрелости, а оказывается – это глупое заблуждение. Многие связывают в мыслях образ табака и вина со способом погашения волнений. А на деле они становятся злыми, раздражительными, кучу денег выкидывают на процветание тех, кто изготавливает табак и вино. И к тому же, заливая в себя эту отраву и вдыхая табачный дым, убиваем себя. А когда выдыхаем табак, постепенно отравляем и убиваем родных. Вот так надо убивать эти пагубные пристрастия в зачатке мысли.

Ученик с восторгом и благодарностью смотрел на Мастера. – Вот теперь я не вижу препятствий к улучшению и совершенствованию себя! Благодарю, Мастер! – и Цансянг молитвенно сложил руки у груди.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

– А не спешишь ли ты с выводами? – посмотрев ученику в глаза, спросил Учитель. – Ты думаешь только по этим причинам, ты топтался на месте и не мог достичь большего?

– А что ещё?

– Какую цель ты изначально ставил перед собой?

– Стать лучше всех.

– То есть ты хочешь быть лучше окружающих тебя людей? Ты лучше, а люди хуже тебя? А как это называется во всех божественных писаниях?

Юноша потупил взор и, краснея промолвил – Гордыня…

– В том-то и оно. Цель-то твоя по сути прекрасная – стать лучше. Просто лучше, а не лучше кого бы-то ни было. Становись! Улучшай себя и помни про первый урок, который ты усвоил – совершенству нет предела.

Ученик с восторгом и благодарностью удалился в свою келью.

С тех пор минуло немало лет. Цансянг Чихуэй стал великим Мастером. У нег было много последователей. Многие его ученики сами стали мастерами. Но он не прекращал познавать божественные мудрости и совершенствоваться. Ведь его имя – Цансянг Чихуэй, что в переводе означает – Идущий к мудрости.

Мудрый Волк.

27.04.2021

https://text.ru/antiplagiat/634aee886f029
https://text.ru/antiplagiat/634aee886f029