Сегодня я расскажу о трёх волшебных историях, и о том, как они связаны друг с другом через года!
Так интересно порой наблюдать, как одни и те же сюжеты кочуют от века к веку, изменяясь и обрастая новыми подробностями. В своё время меня безумно вдохновила новелла немецкого романтика Эрнста Гофмана «Песочный человек» 1817 года.
История странной любви юноши-романтика к заводной кукле. Бездушный механизм кажется герою прекрасным созданием. Эта история о духовной слепоте, приправленная любимым приёмом Гофмана – объединением мира грёз с реальностью.
Эта история не отпускала меня очень долго. Я даже попыталась подражать писателю и написала свой рассказ про дружбу робота Олимпии и мальчика в подземном городе.
Ну так вот… я немного отошла от темы.
Когда я поступила на филфак, на первому курсе у нас был предмет «античная литература». Тогда мы изучали много различных греческих мифов, и тогда я впервые узнала миф о Пигмалионе.
Не опуская у себя в подсознании гофмановскую новеллу, я внезапно почувствовала, что миф, созданный несколько тысячелетий назад, удивительно похож на сюжет «Песочного человека».
Таинственная любовь скульптора Пигмалиона к созданной им статуе. Любовь к творению. Оживление куклы. Что же это: автоматика или живое сознание? Программа или истинные чувства?
Где-то год назад я узнала о полнометражном аниме «Метрополис», снятом в 2001 году по манге 1949 года. Меня сразу привлёк узнаваемый стиль знаменитого мангаки 20 века - Осаму Тэдзуки.
Я погрузилась в просмотр – и что же я увидела? Тот же сюжет! Да, это снова создание машины, любовь и загадка – есть ли в искусственном механизме интеллект и чувства… или же всё это лишь сложный автомат?
Всё так же извечная история, те же философские вопросы и точно такая же таинственно-запутанная атмосфера, приправленная стимпанковским сеттингом.
Уже тогда я знала теорию, что все мировые сюжеты так или иначе пришли из древности и просто видоизменяются с наступлениями разных эпох. Меня до сих пор вдохновляет и пугает эта идея! Всё так просто, а вместе с тем очень сложно. Интересно, будет ли когда-нибудь придуман совершенно новый сюжет?
Всегда, когда я нахожу связи в произведениях искусства, я чувствую себя каким-то искателем сокровищ. Это так здорово!
А вы встречали истории, похожие друг на друга в литературе или кино?