Найти тему
С Богом по жизни

ПОКЛОНЕНИЕ ПРИ ЗАКОНЕ: ОТ СОЛОМОНА ДО МАЛАХИИ

В завете, который Бог заключил с Израилем, говорилось, что они не должны иметь никаких иных богов, а также делать образы и поклоняться им (Втор. 4:15-18; 5:7-9). О патриархах Аврааме, Исааке и Иакове не сказано, что они были идолопоклонниками. Идолам могли поклоняться их потомки, оказавшиеся в египетском рабстве. Когда Моисей был на горе Синай, они начали поклоняться сделанному Аароном золотому тельцу (Исх. 32:4). После этого, по крайней мере, некоторая часть Израиля практиковала идолопоклонство, когда они жили в пустыне (Ам. 5:25, 26; 1 Цар. 8:8) и когда их руководителем был Иисус Навин (Иис. Н. 24:20, 23). В период судей они стали ярыми идолопоклонниками (Суд. 2:11-19; 3:19; 10:6; 17:4, 5). Самуил просил Израиль удалить из своей среды иноземных богов (1 Цар. 7:3). После вступления в Ханаан идолослужение, видимо, быстро распространилось среди израильтян.

К концу правления Соломона его жены склонили его к тому, чтобы он служил не только Богу, но еще и идолам (3 Цар. 11:3-5). Иеровоам соорудил для Израиля, северного царства, двух тельцов для поклонения. Он сделал это для того, чтобы они не ходили в Иерусалим, опасаясь их воссоединения с южным царством Иудеей (3 Цар. 12:26-33), которым правил потомок Давида. После этого идолопоклонство заняло важное место в Израиле, а через несколько лет получило широкое распространение и в Иудее. Бог восставлял пророков, чтобы они осуждали идолослужение и призывали народ вернуться к истинному поклонению Богу в соответствии с законом.

ПОКЛОНЕНИЕ И БОЛЬШИЕ ПРОРОКИ

Большие пророки — Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил — названы так потому, что они написали больше, чем другие пророки, которых называют малыми. Они пророчествовали Иудее в период перед и после вавилонского пленения.

Исаия

Первым большим пророком был Исаия. Он учил, что греховная жизнь делает все усилия поклоняться Богу бесполезными. Он выражал желание Бога, чтобы Ему не только правильно поклонялись, но и жили праведной жизнью. Божье недовольство поклонением без святости видно в резком языке Исаии, когда он сравнивает Израиль с нечестивыми городами, которые Бог уничтожил (см. Ис. 1:10). Он так пишет об их поклонении: “Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; И когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу; Ваши руки полны крови” (Ис. 1:14, 15).

Богу были приятны жертвы праведных (Ис. 56:7). Он хотел, чтобы Его народ перестал делать зло, а делал добро, поступал справедливо и помогал нуждающимся (Ис. 1:16, 17). Бог не говорил, что не хочет жертвоприношений, собраний или соблюдения праздников. Формы и методы, которые люди применяли во время поклонения, были правильными. И все же их поклонение не было угодно Богу из-за нечестивой жизни поклонников. Бог хочет правильного поклонения от тех, кто живет правильно. Греховная жизнь может побудить Бога отвергнуть наше поклонение.

Реакция Исаии на видение Бога поможет нам прочувствовать тот благоговейный страх, который внушает присутствие Божье, и возбудить в нас глубочайшее уважение во время поклонения (Ис. 6:1-7). Эта встреча заставила Исаию осознать Божью святость и величие, а также собственную греховность в сравнении с Божьей святостью.

Предрекая неминуемую гибель врагов Израиля, Исаия благодарит Бога. Люди увидят Его помощь и прославят Его (Ис. 25:1-4). Надеющиеся на Божье избавление возрадуются Его спасению (Ис. 25:6-9) и воспоют хвалебные песни (Ис. 26:1-4). Однако они будут оплакивать разрушение прекрасного храма, где когда-то прославляли Бога (Ис. 64:10).

Исаия говорит, что Бог не приемлет хвалы в Свой адрес, если это просто служение устами или поклонение в соответствии с человеческими традициям. Не приемлет Он и поклонения от сердца, которое далеко от Него (Ис. 29:13).

Пророк говорит, что поклонение должно вырываться само собой в ответ на могущественные дела Божьи (Ис. 43:19-21; 61:10, 11; 65:18, 19; 66:10-14). Он призывает Израиль славить Господа (Ис. 52:7-10) и воспевать Его за великие дела, которые Он совершит для Своего народа (Ис. 42:10-13). Прославлять надо с радостным ощущением прихода Христа (Ис. 61:1-3). В Лк. 4:18-21 Иисус цитирует этот отрывок, соотнося его с Собой. Исаия пророчествовал, что придет время, когда Бога будут славить непрестанно, из месяца в месяц и из субботы в субботу (Ис. 66:22, 23).

Иеремия

Хотя Иеремия не так много говорил о поклонении Богу, зато много внимания уделял осуждению идолослужения. Он утверждал, что Иудея, уподобившись Израилю, вызвала Божий гнев тем, что оставила Его ради служения своим идолам (Иер. 5:19; 16:11; 18:15; 19:4, 5), которых было столько же, сколько и их городов (Иер. 2:28: 11:10-13). Имея так много богов, они подражали идолослужению соседних языческих народов. Они приносили жертвы другим богам и поклонялись чужеземным идолам (Иер. 8:19; 18:15), чтобы огорчать Бога (Иер. 7:18). Поэтому Иеремия задает вопрос, который кажется абсурдным: “Переменил ли какой народ богов своих...?” (Иер. 2:11). А они сделали это и научились клясться Ваалом себе на беду (Иер. 7:6; 12:16, 17). Поскольку Бог сотворил все, то всякий человек, делающий идолов и поклоняющийся им, “безумствует... в своем знании” (Иер. 10:11-15). Истинная связь с Богом основывается не на человеческой силе, мудрости или образованности, а на знании и понимании Бога (Иер. 9:23, 24). И это должно лежать в основе всякого истинного поклонения. Иеремия смотрит в будущее, когда Бог возвратит Своему народу счастье. И далее он говорит, что они возблагодарят Бога за Его милость (Иер. 33:11). Осознание Божьих благословений и Его сущности должно и нас побуждать поклоняться Ему.

Иезекииль

Подобно Моисею (Исх. 3:4-6) и Исаии (Ис. 6:1-5), Иезекииль устрашился, когда понял, что находится в присутствии Божьем (Иез. 1:28). Божье присутствие страшно и грозно! Иезекииль, как и другие пророки, отвергал идолов. Он также говорил о погибели, которую они принесут (Иез. 6:4-7; 7:20-27). Иудеи принесли своих идолов даже в святилище Господне (Иез. 5:11; 23:38, 39). Люди поставили своих лжебогов во всевозможных местах и приносили им в жертву своих детей (библ. Фаммузу; Иез. 16:17-25). У ворот храма женщины занимались идолослужением, плача по богу Таммузу (Иез. 8:14). Мужчины во внутреннем дворе поклонялись солнцу (Иез. 8:16). Они так срослись со своими лжебогами, что, можно сказать, “допустили идолов своих в сердце свое” (Иез. 14:3-7). Иезекииль предупреждал их, что, когда они увидят лежащие вокруг жертвенников идолам трупы пораженных в наказание за идолослужение, они признают Бога Господом (Иез. 6:6, 13; 36:38).

Их нечестивость и поклонение идолам привели к тому, что слава Божья отошла от храма (Иез. 10:18). Бог может отойти и от нас, если наша жизнь не такая, какой должна быть, если наши мирские идолы занимают Его место и если мы поклоняемся так, как неугодно Ему. Примерами тому служат Самсон и Саул; Бог отошел от них, потому что они нарушили Его волю (Суд. 16:20; 1 Цар. 16:24).

Даниил

Царь Навуходоносор, когда Даниил истолковал его сон, сделал следующий вывод: “Истинно, Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты смог открыть тайну!” (Дан. 2:47). Когда друзья Даниила — Седрах, Мисах и Авденаго — предстали перед, казалось, верной смертью, они отказались поклоняться и служить огромному идолу, сделанному царем Навуходоносором. За это их бросили в огненную печь. Когда царь увидел, что огонь не причинил им вреда, он благословил Бога, заявив: “Нет иного бога, который мог бы так спасать” (Дан. 3:29).

Вследствие этих знамений и чудес Навуходоносор пришел к такому заключению относительно Бога:

«Как велики знамения Его и как могущественны чудеса Его! Царство Его — царство вечное, и владычество Его — в роды родов» (Дан. 3:33).

Став свидетелем Божьей силы в других случаях, царь говорил примерно то же самое (Дан. 4:34, 35; 6:26-27). Мы тоже должны отвечать восхвалением, когда осознаем то, что Бог сделал в прошлом, делает в настоящем и сделает в будущем.

МАЛЫЕ ПРОРОКИ И ПОКЛОНЕНИЕ

Весть большинства малых пророков была такой же, что и больших пророков: они призывали Божий народ отвернуться от своих грехов и идолов и убеждали их служить Богу. Касаясь этой проблемы, они всегда говорили и о поклонении Богу.

Осия писал, что Бог положит конец идолопоклонству Израиля и накажет за их служение Ваалу (Ос. 2:9-13; 4:12-14; 13:1-3). Софония повторил эту весть (Соф. 1:4-18).

Амос предупреждал, что жертвы и десятины не делают людей угодными Богу (Ам. 4:4-11). Их поклонению препятствует отсутствие у них суда и правды. Бог через Амоса заявил следующее:

«Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песен твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать. Пусть, как вода, течет суд, и правда — как сильный поток!» (Ам. 5:21-24).

Михей вторит этой истине:

«С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом Небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или несчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего — за грех души моей? О человек! Сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6:6-8).

Малахия предсказал, что Бог очистит Свой народ, и тогда их приношения станут угодны Ему (Мал. 3:3). Он сказал Израилю, что их поклонение неугодно, потому что они хулят Его имя, делая недостойные приношения (Мал. 1:12). Богу неугодны дары, которые ничего не стоят. Он не принимает нашего неохотного служения. Он хочет, чтобы Ему служили радостно и с желанием.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пророки осуждали идолопоклонство, которое практиковали потомки Авраама, Исаака и Иакова. Бог заявлял через них, что греховность народа заставила Его отвергнуть их поклонение. Бог хотел не только жертв и приношений; Он хотел, чтобы Его почитали сердцем и стремились жить в соответствии с Его повелениями. Это справедливо и в наши дни.

Мы должны сделать праведность своей целью, добродетель образом жизни, а хождение с Богом ежедневной практикой. Бог принимает наше поклонение только в том случае, если мы почитаем Его и повинуемся Ему.

#ветхийзавет #израиль #историяизраиля #история #поклонение #веравбога #вера #христианство #иудаизм #бог