Найти тему
Anna.guddzenko

Особенный ребёнок на концерте

Посещение культурно-массовых мероприятий, как элемент социализации.

В случае серьёзных ментальных нарушений мы часто наблюдаем бурную негативную реакцию ребёнка в различных общественных местах.

С чем это связано? Причина чаще всего кроется в сенсорной нагрузке, которая для психики оказывается слишком высокой, а также в страхе неизвестности.

В таких случаях нервная система включает "аварийный" режим: истерику, ступор, хохот, вокализации и прочие "странные" формы поведения. Именно эти реакции чаще вызывают дикий ужас у родителей и они всячески пытаются этого избежать. В общем, это логично - стресс у ребёнка, стресс у родителя.

Если вы хотите избежать стресса, боитесь лишиться лишнего комфорта в жизни - это логичное поведение. Однако, если вы хотите реально помочь ребёнку адаптироваться к миру, к социуму чтобы вести полноценную жизнь - придётся выходить из зоны комфорта.

✅ Начинать следует с посещения различных общественных мест, самых разнообразных и новых. Это не развлечение, это мощная терапия для ребёнка. На первом этапе, основная задача просто посетить то или иное место. Если ребёнок истерит, падает на землю, вырывается - крепко держите его за руку, чтобы избежать опасных ситуаций, так как это определённая форма аффективного состояния. Вы держите за руку и идёте туда, куда запланировали, несмотря на крики, слезы. Это издержки первого, самого трудного этапа сенсорной интеграции.

🙀Даже если все вокруг смотрят на вас, показывают пальцем, осуждающе качают головой, у вас трясутся руки и дёргается глаз - дышите и держите в своей голове: "пройти из точки А в точку В".

Наберитесь терпения, ваша задача в этот период просто пройти из точки А в точку В. Только это!

Идеально проделывать это ежедневно. Через 2 недели таких прогулок, ребёнок будет вести себя намного спокойнее, быстрее успокаиваться, адаптироваться и постепенно начнёт включаться в происходящее, с интересом наблюдая вокруг.

✅ Второй этап, когда страх и бурная реакция на новые и общественные места ушли - включайте ребенка в процесс.

Поскольку сегодня речь о культурно-массовых мероприятиях, приведу в пример концерт. Посещать их можно, когда ребёнок во время регулярных занятий способен удерживать внимание не менее 20 минут. Также, он спокойно стал реагировать на новые людные места. Если нет, возвращайтесь к предыдущему пункту.

Итак, концерт или представление. Необходимо чётко понимать, что это будет не развлечение, это полноценный тренинг, поэтому и отнестись к нему следует соответственно.

Какие задачи решаем при посещении концерта или представления, кроме сенсорной интеграции?

1⃣ Раздеться и выстоять очередь в гардероб.

2⃣ Сдать одежду в гардероб и забрать её (выполняете первое время рука в руке).

3⃣ Посещение туалета в новом людном месте.

4⃣ Найти место и находиться в течение концерта максимально долго. В идеале, конечно, не покидать места в течение всего мероприятия, но это может получиться далеко не с первого раза. И это совершенно нормально, будьте к этому готовы.

Если вы видите, что началась истерика, хохот или другие проявления "разгруза", покиньте помещение, например, можно выйти в туалет или коридор, а затем вернуться, когда ребёнок успокоится. Возможно, это произойдёт только к концу концерта, но и это не беда. Не всё сразу))

Как это было у нас?

Закрывал уши и начинал истошно кричать, рыдать в полный голос, мы выходили в коридор. Много раз было, что на мероприятии мы находились только 3 мин, но и это была уже победа.

Постепенно время нахождения увеличивалось, а "разгруз" наступал позднее.

Сначала мы посещали мюзиклы, детские представления, кукольный театр и тому подобное.

Год назад я привела его в концертный зал классической музыки и первые два концерта он начинал с рыдания на ступеньках при входе в зал с заткнутыми ушами. Однако, когда начинала музыка играть он постепенно перемещался ко мне и до конца сидел уже нормально. На третий концерт он уже пошёл совершенно спокойно и после этого, проблем уже не было.

Важно понимать, что в такие моменты, ребёнок боится именно неизвестности, поэтому когда становится понятно, что всё началось и это совсем не страшно - слезы уходят.

Почему зал классической музыки начали посещать только год назад? Потому что с точки зрения зрительного восприятия, это не интересно ребёнку. И полтора часа смотреть на одну и ту же картинку, ограничиваясь слуховым восприятием, ему сложно. Но я счастлива, что он дорос до этого.