Найти в Дзене
Душнила по вызову

Обзор концерта: Settlers в Powerhouse

Оглавление

Мягко говоря запоздалый, но от этого не менее эмоциональный разбор выступления одной из главных групп российского фолк-ревайвла 2020-х.

Фото: https://vk.com/rafael_lemmiwinks
Фото: https://vk.com/rafael_lemmiwinks

Сентябрь был для меня очень суетным месяцем: волновалась, будет ли эффект от недавней отмены антидепрессантов, торопливо готовилась к свадьбе и пыталась выжить на работе, не подведя команду. Тем не менее я позволила себе посетить целых два концерта (для меня в последнее время это очень много): презентацию нового альбома «Андреграунда» в Aglomerat (также скоро будет обзор) и редкий приезд питерского джаз-фолк (с термином я бы поспорила, и об этом ниже) коллектива Settlers, состоявшийся в Доме Силы 16 сентября 2022 года.

С Settlers я знакома ещё с прошлой работы: летом 2021 года они попали в плейлист Моспродюсер «Музыка в парках» с песней «Голымба». Группу я заприметила, но активной слушательницей не стала (как, в прочем, и с любой другой музыкой в моей жизни примерно с 2018 года).

Мне кажется смешение чего-либо с джазом — это один из самых рабочих и одновременно эффектных вариантов осовременивания любого жанра. Благодаря живости инструментовок и зрелищности базы, такие комбинации всегда выглядят захватывающе и по-своему доступно: джаз — фундамент значительного процента современной музыки, фактически каждый человек сталкивался с его звучанием хотя бы в формате биг-бэндов, что гарантирует эффект узнавания у зрителя и поможет расположить его к восприятию второго/неочевидного/нелюбимого/ забитого стереотипами жанра.

Но Settlers пошли дальше. В их музыке слышна и танцевальная электроника вроде d'n'b, и атмосферные гитарные жанры, в первую очередь хард-рок 70-х и современный прогрок, и даже «наше индюшатное всё» — Radiohead (потом посмотрела их плейлист вдохновений — почти угадала, получается). Поэтому, мне кажется, не до конца справедливым обозначение их как «джаз-фолк» группы, хотя, с точки зрения маркетинга, это отличное решение. Итак, перейдём же к коцнерту.

Приношу извинения за низкое качество фотографий.

Декор сцены и одежда участников

Общий план сцены
Общий план сцены

При оформлении сцены группа не стала экспериментировать: использовали стандартный задник клуба, декорированный дождиком, и в статичное освещение в трёх тонах: маджента, лазурный и золотистый. Учитывая, что коллектив состоит из 7 человек + сцена невелика, это удачное и безопасное решение. Дополнительный декор рисковал бы создать ощущение нагромождения.

То же можно сказать и о нарядах группы. Парни были одеты преимущественно в чёрное, а девушки, стоявшие на первом плане, разгулялись по полной.

Анастасия Мазуренко, пианистка, облачилась в оверсайз-пиджак (также чёрный, что можно рассмотреть как способ интегрировать её визуально в инструментальный состав) с молочной вышивкой верёвочками и бусинами. В узоре вышивки даже просматривается что-то космическое, очень созвучное игре Анастасии.

На Яне Шелпаковой, вокалистке, была плотная рубашка, окрашенная в технике тай-дай, расшитая рюшами из органзы. У обеих девушек был сделан макияж глитером, что добавляло их в целом огрублённым имиджам нотку женственности. У Яны были, как я теперь понимаю, уже фирменные стрелки, «нарисованные» стразами. В целом их луки можно расценивать как соединение трёх стилей: кэжуала, креативного и романтического. Молодые люди в основном были одеты в кэжуал, но духовая секция традиционно была ближе к классике.

В сумме мне понравилось стилистическое решение одежды коллектива по нескольким причинам:

  1. чёрный цвет помог объединить разнообразие гардеробов участников, что особенно важно при работе на столь маленькой сцене. В результате удалось избежать визуальной перегруженности и хаоса. Создалось ощущение общности, единения группы;
  2. одежда девушек стала не просто декоративными, но смысловыми акцентами: коллектив у нас играет не просто «современный джаз», а смесь нескольких довольно элитарных стилей, и важно было это протранслировать в одежде группы, чтобы уже с их выходом было ощущение, что сейчас заиграет что-то примечательное;
  3. когда мы говорим о народной музыке, часто в одежде её исполнителей есть сильное гендерное деление. Здесь это деление также присутствует, но не в такой очевидной форме, что способствует созданию более современного образа группы;
  4. всегда отрадно, когда музыканты не стесняются ярких, почти театральных образов на сцене. Это добавляет зрелищности шоу, создаёт у публики ощущения контакта с настоящими творцами, с «другими».

Перформанс

Играли ребята блестяще, как и подобает участникам подобных коллективов: трёхаккордных гитаристов и терцевых басистов в таких группах обычно не бывает. Особенно хочется отметить синтовый улёт от Анастасии, такие тембры, просто вау! Хотела подойти к ней на концерте, но постеснялась, надеюсь, она увидит мои восторги тут :)

Насколько я запомнила, у каждого из музыкантов было соло. Это отличный ход: дополнительный номер внутри общего концерта который притягивает пристальное внимание слушателей, и разнообразит музыкальную картину шоу.

Во время выступления было несколько технических заминок. Это трудные моменты для любого коллектива: такие внешние паузы, разрывающие музыкальное полотно и ВАЙБ группы. Settlers хорошо с ними справились: хихикали между собой, пока звукорежиссёрка поправляла мониторинг и задавали вопросы в зал.

Вообще у коллектива общение с аудиторией налажено очень здорово: есть несколько номеров рассчитанных конкретно на интерактив. Например, на той же «Голымбе» ребята призвали гостей заводить хоровод (символический кружочек с кадрами этого действа есть у меня в телеграм-канале).

Хоровод на песне «Голымба»
Хоровод на песне «Голымба»

Ещё одной активностью был импровизированных хор зрителей на песне «Лён». Классический эстрадный формат «call and response»: артист задаёт вопрос публике, просто обращается к ней или начинает предложение, а зал отвечает ему хором какой-то короткой фразой, словом или вокализом. Перед началом песни Яна предупредила слушателей, что ей «нужна будет помощь» в виде скандирования слова «белый» в определённый момент песни. Я записала отрывок:

Самым же классным интерактивом, произведённым группой на шоу, мне показался открытый микрофон на песне «Частушки». Композиция эта в современном контексте может считаться речитативом. А значит она допускает фристайл. Насколько я поняла, эта активность регулярна, потому что, когда Яна её анонсировала и спросила, готовился ли кто-то, несколько человек подняли руки! Пара человек зачитала куплеты со своих мест из зала, но один парень использовал эту возможность на полную и зачитал прямо со сцены (смотрите видео).

Большой плюс наличия таких регулярных номеров в том, что публика в разных городах будет их ждать. Они становятся визитной карточкой шоу, могут стать самостоятельным поводом для посещения концерта.

То, что люди смогли организоваться на столько разнообразных форматов может говорить о том, что группа расположила к себе аудиторию, смогла создать гостеприимную и тёплую атмосферу. Как это получилось?

  • Settlers не дистанцировали себя от слушателей (не были отстранёнными, закрытыми «масками»), вели себя очень естественно,
  • Яна регулярно обращалась к залу с вопросами и рассказами о песнях,
  • Участники живо реагировали на активность зала, подхватывали динамику толпы и разгоняли её дальше собственными танцами.

Вы можете возразить, что далеко не каждая группа, играющая «многосложный» жанр стремится открыться зрителю, и будете правы. Это не требуется всем. Но я считаю, что в случае Settlers всё получилось очень органично и ненатужно, главное — без перегибов и скоморошества. Открытость и человечность всегда помогает привлечь более широкую аудиторию, а в данном случае — сделать материал доступнее и эмоционально живее.

Можно было что-то добавить?

В самом шоу мало что говорит о том, что в основе этой музыки русские народные мотивы. Хотя в визуале группы онлайн эта тема присутствует регулярно. Можно было внести её в концерт легкими намёками: например, стилизованным декором зала (что-то на основе деревянных игрушек или лубка, но не буквально распечатки и фигурки, а выполненные из нетипичных материалов: дуохромной пленки, алюминиевых листков, медной проволоки и т.п), подготовить совместно с баром авторский напиток с ароматом берёзы или смородины, сделать берестяные билетные браслеты… Поле для креатива велико)))

Есть и более доступный вариант. Почти перед каждой песней Яна говорила, к какой форме эта песня относится: плясовая, хоровод, частушки и прочие. Многие из нас слышали эти названия, но, я уверена, что далеко не все реально знают, что означают эти слова. Как настоящая душнила, я бы с удовольствием послушала, при каких обстоятельствах в разных регионах Руси использовались те или иные формы. Чтобы это не звучало слишком «народно», можно провести аналогии с современными социальными ритуалами.

Ну и конечно же мерч! Очень не хватало возможности унести с собой что-то после такого драйвового шоу. Ждём с нетерпением атмосферные тематические товары.

Итого

Концерт Settlers получился одновременно музыкально зрелищным и по-человечески тёплым и уютным. В этом шоу соединились чувства возвышенного, экстатического и ощущение убаюкивающего объятия и весёлого хоровода.

Важный вопрос: какую роль в этом сыграла народная тематика? В предыдущем абзаце я писала, что концептуально она не так ярко читалась в концерте. Но была ли такая цель у группы вообще? На мой взгляд, ребята воспринимают русские мотивы лишь как одну из составляющих наравне с джазом, электроникой и роком. В их подходе нет колониального взгляда, все направления смешиваются честно и искренне, они одинаково любимы. В такой музыкальной и эстетической среде народные мотивы воспринимаются очень непосредственно, можно прочувствовать саму эмоциональную суть хоровода, плача и плясовой, без лишней «хохломы». Не поймите меня неправильно, я ничего не имею против ДПИ и русского-народного, но мне кажется, что у Settlers просто другая задача. И она выполняется отлично.

С удовольствием отправлюсь на следующие шоу группы, может быть даже удастся как-то добраться до них в их родной Петербург!