Ответить на вызов.
Написать музыку к драме Михаила Лермонтова "Маскарад" Араму Ильичу Хачатуряну предложил Рубен Симонов, главный режиссер театра имени Вахтангова. Для композитора это было своеобразным творческим вызовом. Подобная задача уже стояла раньше перед другим замечательным композитором - Александром Глазуновым. Он написал музыку к спектаклю, который ставил Всеволод Мейерхольд. За исключением последнего вальса, который Нина Арбенина танцует на балу.
Как новый вальс хорош! в каком-то упоеньи
Кружилась я быстрей — и чудное стремленье
Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,
И сердце сжалося; не то, чтобы печаль,
Не то, чтоб радость...
Этот вальс - смысловой, эмоциональный центр спектакля. Нина танцует, но участь ее уже предрешена. Глазунов, в свое время элегантно уклонился от написания этого вальса, предложив использовать "Вальс -фантазию" М.И. Глинки.
Хачатурян удивился и вызов решил принять. Он чувствовал, каким должен быть этот вальс: трагически красивым, ярким, стремительным, тревожным, нежным.
Практически вся музыка была готова, все фрагменты написаны, а вальс все ускользал, не давался. Арам Ильич начал понимать своего предшественника. Удивительно, композитор, человек буйного, яркого темперамента и неуемной энергии "услышал" музыку непокорного вальса в момент полной неподвижности: он в это время позировал художнице Евгении Пастернак (первой жене поэта Бориса Пастернака), писавшей его портрет. Это была 2 - я тема знаменитого вальса. Дело сдвинулось с мертвой точки. Вальс был написан.
Премьера пьесы состоялась 21 июня 1941 года. А дальше была война... Спектакль умер, практически не начав жить. В 1943 году на основе музыки к спектаклю А.И. Хачатурян создал сюиту для концертного исполнения. В нее и вошел замечательный вальс.
В фигурном катании бал - маскарад, открытый Пахомовой и Горшковым, продолжается до сих пор. И принимают участие в нем все, не только танцоры, но и парники и даже одиночники, как мужчины, так и девушки.
Вальс в одиночку.
Специалисты - и тренеры, и хореографы - сходятся во мнении, что ритм вальса неудобен для одиночников. Но искушение использовать прекрасную музыку Хачатуряна хотя бы для короткой программы так велико, что приходится идти на риск. Короткую программу на эту музыку катал американец Риппон, известный тем, что первым "воздел к небу" обе руки при исполнении сложных прыжков. Из наших вальс к "Маскараду" использовал Дмитрий Алиев в олимпийском сезоне 2017 - 2018. Он эмоционален, хорошо чувствует музыку. Дмитрий скорее "пожертвует" сложным прыжком, чем "порвет" музыкальную ткань долгой подготовкой к спортивному трюку. И, конечно, ему очень к лицу красный мундир. Хотя здесь тоже не все было просто: в этом же сезоне "Маскарад" катал еще Андрей Лазукин. Пришлось проявить дипломатические способности и договориться - кому мундир, кому - фрак.
Из девушек душой к хачатуряновскому "Маскараду" буквально прикипела японка Мао Асада. У нее на этот вальс были сделаны и короткая, и произвольная программы. Правда, в разных сезонах. Произошло это не без влияния Татьяны Тарасовой, которая являлась консультантом японской спортсменки.
Вальс, несмотря на некоторую зажатость фигуристки в начале программы, все-таки зазвучал, засверкал эмоциями.
В сезоне 2020 - 2021 знаменитый вальс должны была катать и Евгения Медведева. Но не сложилось. В Сети есть только рабочий, черновой прокат Жени на контрольных прокатах. Эту программу ей ставил Джеффри Баттл.
Максим Траньков: мне всегда нравился этот мощный, стремительный, победный вальс!
В олимпийском 2014 году свою версию "Маскарада" представали на суд зрителей парники Максим Траньков и Татьяна Волосожар. Перед соревнованиями фигуристы на себе испытали все вальсовые трудности. В какой-то момент программу пришлось буквально ломать, перекладывая на размер 3/4.
Они сознательно ушли от трагического подтекста вальса. Здесь его танцует не обреченная Нина Арбенина, а легкомысленная, кокетливая баронесса Штраль, влюбленная в юного беззаботного Звездича. К ним судьба тоже не будет милостива, но сейчас они счастливы. Так, во всяком случае, было задумано постановщиками. Кстати, в первой половине олимпийского сезона Татьяна в конце программы передавала Максиму злополучный браслет. Но на Олимпиаде экспериментировать с реквизитом спортсмены не рискнули. Для достижения нужного эффекта было достаточно и удачных костюмов.
Апофеоз - вальс Хачатуряна в исполнении танцоров.
Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев взяли фрагмент музыки к "Маскараду" для короткого танца в сезоне 2015 - 2016. Они увидели, почувствовали в музыке трагедию. Ощущение рока, несчастья, уже повисшего над героиней, подкрепляется и второй частью программы - грозным, тяжелым, воинственным маршем из музыки Прокофьева к балету "Ромео и Джульетта".
Две российские пары решились делать на музыку вальса Хачатуряна произвольную программу.
Анжелика Крылова - Олег Овсянников не стали впрямую иллюстрировать драму Лермонтова. По крайней мере, если судить по костюмам. Их программа, их танец скорее - грустная греза, предчувствие или воспоминание.
Шедевр, рожденный от отчаяния. "Маскарад" Оксаны Домниной и Максима Шабалина.
Нужна была какая-то глобальная идея, которая интересна зрителю и судье разного уровня — молодому и пожилому, из одной страны и из другой. В произвольном танце должна быть заложена глобальная хореографическая идея. Вальс Хачатуряна предложила Татьяна Тарасова. А из "Списка Шиндлера" мы хотели драму сделать, а получился еврейский "фолк". Сидим у себя в Одинцове, зашоренные, никого не видим, а тут приходит человек со стороны — это я про Татьяну Анатольевну — и говорит: давайте, дескать, "Маскарад" ставить... И у нас моментально появилась куча идей, в частности по этим вот замечательным костюмам... Словом, сейчас мы не просто довольны, мы счастливы.
Так вспоминала о постановке Оксана Домнина.
Татьяна Тарасова - сложный человек, но ее интуиция иногда поражает. Она безошибочно угадала идеальных исполнителей вальса Хачатуряна. Не только по хореографическим и спортивным данным, но не в последнюю очередь и по внешности. Утонченная, юная, женственная Оксана (от своей женственности она яростно уходит в "Ледниковом периоде", специализируясь в основном на клоунских образах) и инфернальный, почти зловещий Максим. Были сделаны удачные костюмы. Бальное невесомое платье Оксаны, великолепная прическа. Букли на затылке "уносят" прямиком в первую четверть 19 века. Нарекания вызвал яркий костюм Максима. Но это модный в то время фрак. Конечно, историки моды настаивают на том, что фраки даже парадные были более скромными. Но маскарад предполагал, возможно, и винный цвет и отделку золотом.
Дело, конечно, не в костюмах. На мой взгляд, спортсмены со своим ТШ смогли воплотить на льду ту самую глобальную хореографическую идею, на которую замахивались. Они в своем танце не только полностью раскрыли драматический характер музыки Хачатуряна, но хореографическим решением показали суть пьесы Михаила Лермонтова. А это дорогого стоит.
Эта программа до сих пор живет и пользуется популярностью в Сети, несмотря на то, что клиповое мышление постепенно проникает и в души современных хореографов фигурного катания. Все чаще в одной программе смешивают несколько музыкальных тем. Причем, авторам - композиторам иногда, наверное, и в страшном сне не могло привидеться оказаться в такой необычной компании. Вероятно, сменой ритмов, образов, настроений хореографы надеются удержать внимание публики и судей. Это легче, но программы - долгожители все-таки чаще всего именно танцы с одной музыкальной темой и сквозным действием. Пример тому - "Маскарад" Домниной и Шабалина.