Производство доспехов в Европе достигло пика своего развития (по крайней мере, в массовости) к концу XVI - началу XVII века. В этот исторический период латный доспех, хотя бы частичный (кираса и открытый шлем) для европейца - норма, кроме, пожалуй, мушкетер и вообще стрелков, да и те нашивали иногда...
Для пешего пикинера наличие кирасы и шлема (мориона, кабассета, реже - шапели или шишака) - норма, по крайней мере для воина первых рядов. Для рейтара, считавшегося в то время и в том месте легким кавалеристом - норма. Про кирасир и говорить нечего.
Для артиллеристов и саперов - тоже норма, причем саперов - в особенности. Именно их доспехи, а особенно шлемы, отличались максимальной толщиной и, соответственно, весом.
Вот любимая моя саперная шапель именно этого времени:
Весит 11,4 кг. По ней пришлось как минимум 3 ружейных (мушкет либо аркебуза) выстрела, причем все в левую сторону, причем пробитий нет. А вот эта самая большая пулевая метина имеет в глубину 5 мм...))
В общем, в доспехах на поле боя в то время щеголяли почти все, в том числе и отнюдь неблагородные вояки. Но вот интересный феномен...
В наше время почти по умолчанию, что ли, принято полагать, что доспехи закаливались. На самом деле... Нет, даже дорогие!
Точнее сказать, закаленные доспехи в Европе изредка встречались раньше. До второй половины XVI века примерно. И делать их умели буквально в двух-трех промышленных центрах, на севере Италии и на юге германских земель (что, в общем, было практически одним регионом тогда).
А с началом XVII века закаливать доспехи в Европе перестали совершенно.
Писали про это многие, но как-то сей вопрос прошел, кажется, мимо внимания общественности, посему я и решил поговорить про это отдельно.
Даже вот это доспех Людовика XIV (короля не из последних, между прочим!)) ) не закален.
Зато и нагрудник, и наспинник кирасы имеют "пулевые пробы". Они не боевые, потому что "поверх" вмятин от пуль в дальнейшем производилась художественная обработка доспеха, но тем не менее...
Показанный выше комплект, если кому интересно, 27 кг весит.
Таких доспехов, с пулевыми отметинами, в том числе и боевыми, на указанную эпоху вы можете найти просто море. Они часто мелькают и на страницах этого блога. Но! Ни на одном из них вы не встретите сетки трещин, идущих от пулевой вмятины.
Потому что металл этих доспехов - мягкий и довольно вязкий. Именно поэтому они и не закаливались.
Дело в том, что в Европе данного периода доспех рассматривался в первую очередь как защита от пуль. В том числе аркебузы и даже иногда - от мушкета. В источниках того времени иногда говорится об "испытании доспеха мушкетом" - самым мощным стрелковым оружием того времени. Мощнее уже только пушка, но она на колесиках...)))
С одной стороны, доспехов требовалось много, поскольку численность армий с конца XV века в Европе возросла чуть ли не кратно. С другой - они должны держать уже в первую очередь не меч, пику или стрелу, а пулю. Хотя тут ведь как... Если эту консервную банку аркебуза в упор не пробила, то удар меча (причем с "колющим" балансом) она, наверное, выдержит...))
Именно к XVI веку Европа достигла того уровня производственных мощностей, который позволял снабжать армии большим количеством сравнительно недорогих лат. И доспехи из едва ли не штучного товара стали массовым.
Но сочетание этих факторов дало весьма любопытный эффект. С одной стороны, от закалки отказались из-за того, что наилучшими противопульными свойствами, как оказалось, обладали доспехи из очень толстой стали (нормальная толщина тогдашней кирасы по центральному ребру - до 5,5 мм) - но мягкой и вязкой. С другой - именно необходимость массового выпуска лат "убила" технологическое совершенство. Некоторые исследователи истории европейского оружия отмечают не возрастание, а наоборот, снижение общего технологического уровня к XVII веку.
Грубо говоря... Закаливать латы, то есть доспехи из крупных, фигурно выкованных пластин металла, трудно. Чтоб закалка пошла равномерно, чтоб пластина не вышла слишком твердой (а значит, и хрупкой) в этом месте, но по-прежнему мягкой - в том. Этой технологией владело ограниченное число мастерских.
А если задача закаливать доспехи больше не ставится, если необходимость в них просто исчезает - то и зачем развивать соответствующие технологии?
Когда латы калились - это делалось для того, чтобы упрочнить довольно тонкую пластину, сделать ее способной выдерживать удары меча, топора, попадания стрелы и т.п. Но практика применения огнестрельного оружия показала, чисто эмпирическим путем, что наиболее эффективно ему противостоят пластины мягкой стали, просто очень толстые.
И, кстати, это была одна из причин, почему сплошные рыцарские "бронескафандры" постепенно теряли наименее нужные части. Сначала они потеряли защиту ног от колена и ниже, превратившись в трехчетвертные доспехи. Затем - защиту ног полностью, превратившись в полудоспех.
Затем как-то сами собой "отпали" латные руки, а в конце концов, к эпохе наполеоновских войн, даже прочный шлем сменила относительно легкая, скорее символическая каска. Кстати, иногда - даже и не железная, а из жесткой кожи с медным налобником...
К закалке доспехов Европа придет повторно, но уже в Новом времени. Будут появляться биметаллические кирасы - твердые снаружи, мягкие внутри. Но это будет позже...
Вот вам еще, кстати, нагрудник от японского доспеха с пулевыми отметинами. Объективности для))
Нагрудная часть кирасы окэгава-до, подтип омодакэ-до (с центральным ребром жесткости). XVI век.
Чистопороднейшее японское производство, собственное. Никаким боком не намбан-до. Низкоуглеродистая незакаленная сталь, вертикальное ребро в центре - японцы в собственном производстве противопульных доспехов (которые они начали делать очень быстро, едва только обзавелись огнестрелом) использовали, в общем, те же принципы, что и европейцы.
Толщина этих пластин 2,4 мм, кстати. Они тоньше европейских, но в Японии порох был похуже, и местные аркебузы тэппо - послабее европейских мушкетов...