Представь страшный сон автомобилиста. Ты едешь по дикой трассе, которая серпантином идет по горам. Рядом – обрыв и море. Вокруг – ни души. Вдруг машина глохнет. Ты опускаешь глаза и видишь, что у нее нет приборной панели.
⚠️ Как ощущения?
Почему-то в автомобиле важность приборной панели не вызывает вопросов. Вопрос только один, почему такой панели нет в каждом бизнесе? Ведь по сути без нее собственник каждый день залезает в условный бак с бензином, чтобы проверить его уровень. Или останавливается и выходит из машины, чтобы убедиться, что включены габариты.
Как это выглядит в бизнесе?
👉 Собственник погружается в отладку продаж, при этом пропускает проблемы основного бизнес-процесса, снабжения или найма персонала
👉 Затем переключается на персонал, параллельно теряя контроль над продажами
👉 После проверяет закупки, которые уже несколько недель откладывал на потом, и так далее
👉 А потом меняются сотрудники, экономическая ситуация или поставщики – и всё повторяется по кругу
Для меня это важный этап начала работы с любым бизнесом. Самый удобный вариант – это автоматизированный сбор показателей, как это происходит в Dodo. Но начать можно и с элементарной таблице в эксель. Ниже разместил пример метрик из бассейнов «Детская бухта», где я выступаю инвестором.
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ТАКАЯ ПАНЕЛЬ
На панель выносятся самые важные показатели, которые позволяют отслеживать результат работы бизнеса. Для любой компании это будут 3 основные сферы.
🚀 Финансовые показатели
Здесь сразу в количественном виде отражены доходы и затраты. А детализация этих цифр показывает состояние почти всех аспектов бизнеса. Достаточно просматривать финмодель в начале месяца.
При этом лучше всего, когда рядом с фактом есть плановые показатели. Опережаем план по доходам и остаткам, а тратим меньше, – значит, все отлично. А если отклоняемся на десяток процентов от плана в худшую сторону, надо идти разбираться.
🚀 Количественные показатели
Например, воронки продаж. Там тоже есть план-факт, но важнее могут быть коэффициенты конверсии. Если лиды в продажи переходят хуже нормы на десяток процентов, надо обеспокоиться: разобраться с маркетингом, который создает плохие лиды, или с продажниками, которые плохо обрабатывают лиды.
🚀 Бизнес-модель
Здесь также нужно отобрать самые важные показатели в зависимости от ключевых блоков бизнеса. Это могут быть желаемая мощность каналов сбыта, целевое количество клиентской базы, необходимые ресурсы и параметры бизнес-процессов. На старте бизнеса они могут быть далеки от целевых, но мы должны видеть прогресс по их росту.
❗Важно❗ Для каждого пункта нужно взять не больше 3-5 самых ключевых показателей, чтобы отслеживать их в реальном времени и быстро ориентироваться по состоянию бизнеса.
Понятно, что при желании можно погрузиться в таблицы в финансовые отчеты, проанализировать ресурсы, поизучать сделки в CRM и прослушать записанные разговоры с клиентами. Но панель управления не стоит перегружать.
В итоге у тебя появляется сборка показателей, которые удобно разложить на листочке (если ты любишь печатный вариант) или экране (в идеале, смартфона) – так, чтобы одним взглядом видеть общее состояние бизнеса, места возникновения проблем и отслеживать, насколько бизнес продвинулся к целям.
Хотя, может, тебе удобнее проверять уровень бензина в баке?
#открывашка_модели
#открывашка_детская_бухта