Найти тему
Игорь Бородин

О священномученике Дионисии Ареопагите

Сегодня Церковь чтит память священномученика Дионисия Ареопагита, обращённого ко Христу Иисусу проповедью в афинском ареопаге святого апостола Павла. Сей святой муж явился как поразительное философское ("боголюбие") дарование, объединившее как христианское Откровение, так и платоновскую диалектику. Не говорю, что неоплатонические наработки в сфере интеллектуально-схематической, потому что убеждён, что святитель Дионисий жил ранее, чем, как считают латиняне, 5-6 века по Рождестве Христовом (ремарка: убеждён в том, что именно свт. Дионисий был автором "Ареопагитик"; что касается признания существования некогда Ареопагита, то латинские исследователи и последователи здесь едины со всеми, насколько я понимаю). На это есть весомые основания.

Но для начала указать следует те основания, благодаря которым судят о более позднем авторстве "Ареопагитик" ("О небесной иерархии", "О церковной иерархии", "О Божественных Именах", "О таинственном Богословии"). Вот они:

1) сочинений Ареопагита не знали писатели первых пяти веков, в том числе Евсевий Памфил и Ориген, также, кажется, блаженный Иероним Стридонский. - Что на это можно сказать? В комментариях своих преп. Максим Исповедник говорит, что Евсевий Памфил сам признавался в том, что не сумел собрать многих книг, в том числе тех авторов, которые также жили в Кесарии Палестинской ранее него. Ориген же упомянул всего четырёх авторов. Касаемо же иных авторов, то нельзя сказать, чтобы им не были известны "Ареопагитики": так, указывается на сайте азбука.ру, они были известны Клименту Александрийскому, даже, удивительно, Оригену (неясно тогда, почему он не ссылался на них; может, из-за нежелания опровержения его субординациализма в отношении Отца, и Сына, и Святого Духа), святому Дионисию Александрийскому, который, кстати, писал свт. Григорию Богослову толкования "Ареопагитик". К слову, я недавно нашёл у свт. Григория примечательный отрывок, говорящий как раз о том, что ему был известен текст "Ареопагитик" (пусть, быть может, и в виде толкований): "И таков, во-первых, пресветлый великий Бог, а по Нём таковы же и Божии служители, которые стоят близ высокого престола, приемлют на себя первый луч чистого Бога, и, просветлённые им, преподают свет и смертным", - пишет свт. Григорий в "Плаче о страданиях души своей". Помимо этого, о свт. Дионисии пишут в своих посланиях свт. Поликарп и мученик Дионисий Коринфский.

2) Некоторых упоминаемых свт. Дионисием лиц трудно отождествить. Так, он говорит о каком-то всеми почитаемом Иерофее, личность которого тем не менее достоверна не установлена. Апостола Тимофея он называет "чадом", хотя первый был тогда уже возраста преклонного. - По поводу второго факта известно, что и сам Дионисий, хотя был обращён позднее Тимофея, но был также немалых лет и более образован в философском плане, так что Тимофею, бывшему епископом Эфеса, нужна была поддержка против эфесян, вооружившихся ионической философией; здесь и понадобились послания блаженного Дионисия, говорившие философским языком о предметах веры и обращённые как раз к "сосвященнику Тимофею".

3) Святителю Дионисию были известны Евангелие от Иоанна и Апокалипсис, послание к Римлянам священномученика Игнатия Богоносца, хотя тогда свт. Дионисий должен был быть глубоким старцем. - В общем-то, это не слишком и удивительно, ведь и сам святой апостол Иоанн был весьма преклонного возраста. Кроме того, как указывает преп. Максим Исповедник, Игнатий Богоносец должен был быть мучим ранее Домициана, когда был мучим сам Дионисий. Трудности здесь связаны с тем, что однозначно не установлена дата мучения свт. Дионисия - разброс от 96 года до 120 года по Рождестве Христовом; послание свщм. Игнатия Богоносца было написано около 107 - 115 гг.

4) У свт. Дионисия можно найти термины и выражения, характерные для новоплатоников Плотина и Прокла. Этот факт можно интерпертировать двояко: либо последние заимствовали из Дионисия, либо первый из них, если мы принимаем, что Дионисий есть Псевдо-Дионисий, живший в 5-6 вв. Преп. Максим Исповедник говорит о том, что язычники вполне могли заимствовать выражения из "Ареопагитик", поскольку это делали античные философы язычники и ранее (вспомнить хотя бы фразу неопифагорейца Нумения Апамейского: "Что есть Платон, как не Моисей, говорящий на аттическом наречии?"); сделали же это неоплатоники потому, что хотели выглядеть авторами этих высокомысленных изречений; иными словами, язычники, движимые диаволом, который есть отец лжи и вор, пытались своровать христианскую премудрость и выставить её за свою. Вообще говоря, нет ничего поразительного и в этом: Плотин учился в Александрии у Аммония Саккаса и вполне мог быть знаком с Ареопагитским корпусом; Прокл Диадох был схолархом Афинской академии платоновской, а в Афинах епископствовал и свт. Дионисий, так что этим могло и объясняться знакомство новоплатоника с сочинениями Ареопагита.

Можно было бы привести и многое другое, но это всё доступно желающим. В заключение только можно сказать следующее: какой безумец стал бы говорить от имени свт. Дионисия Ареопагита такие слова о Пресвятой Богородице (это послание святому апостолу Павлу): "Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил"? Это было бы, разумеется, вершиной нечестия.

Источники:
1)
https://azbyka.ru/days/sv-dionisij-areopagit;
2) Дионисий Ареопагит. Сочинения. Толкования Максима Исповедника. - СПБ.: Алетейя; Издательство Олега Абышко, 2002. - 854 с. - (Византийская библиотека. Источники).