Найти тему
Фольклорист-любитель

Жабаги Казаноко - кабардинский мудрец || Путешествие по Северному Кавказу на туристическом поезде "Жемчужина Кавказа"

"Сколько сыновей должно быть в семье?" - "Станет хорошим - мне хватит и одного. Станет плохим - хватит всей Кабарде!". Так ответил знаменитый мудрец, поэт, философ и фольклорный герой кабардинского народа Жабаги Казаноко. О нем сегодняшняя статья...

Памятник Жабаги Казаноко в зеле Заюково. По дороге из Нальчика на Эльбрус наша экскурсионная группа останавливалась в этом селе для дозаправки в кофейне "Амада"
Памятник Жабаги Казаноко в зеле Заюково. По дороге из Нальчика на Эльбрус наша экскурсионная группа останавливалась в этом селе для дозаправки в кофейне "Амада"

Кабардино-Балкария: вторая остановка "Жемчужины Кавказа"

Что ж, между первой и второй публикацией о фольклоре, традициях и сказках Северного Кавказа (которые я узнала благодаря поездке на туристическом поезде "Жемчужина Кавказа") прошло так много времени, что успела опубликоваться отложенная публикация "Обзор книги кыргызских сказок" (кстати, если не сложно, перейдите по ссылке и поставьте лайк этому ролику!). Напомню вкратце содержание предыдущей серии: кабардинцы - субэтнос адыгов (черкесов), древнейшего коренного народа Северного Кавказа, жившего здесь на территории от Кубани до Терека. О традициях адыгских народов я писала в прошлой статье, о рыцарском кодексе "Адыгэ хабзэ" еще напишу, ну а сегодня - об одном из героев кабардинцев, местном Гомере, Сенеке и Ходже Насреддине в одном флаконе: Жабаги Казаноко.

Кто такой Жабаги Казаноко

Портрет Жабаги Казаноко. Из открытых источников
Портрет Жабаги Казаноко. Из открытых источников

Жабаги Казаноко (1685-1750) - кабардинский общественно-политический деятель, советник Асланбека Кайтукина, князя Кабарды, а также дипломат, реформатор, просветитель, благочестивый мусульманин, совершивший хадж, поэт, сторонник тесного сближения Кабарды с Россией.

Скорей придет на помощь в час печальный сосед наш близкий, а не родич дальний. - Жабаги Казаноко

В то время Кабарда платила дань Крымскому ханству (которое, в свою очередь, было вассалом Османской империи) и переживала частые и жестокие набеги крымских татар.

Именно Жабаги Казаноко предложил стратегию, обеспечившую победу кабардинцев над превосходящими силами крымского хана Каплан-Гирея у горы Канжал в 1708 году, что для кабардинцев стало их Куликовской битвой. Крымский хан на себе испытал растущую силу кабардинцев, и крымские набеги прекратились (хотя от статуса данника Кабарда на тот момент не избавилась).

Победа в Канжальской битве

В тот год против маленькой Кабарды выступило многотысячное войско крымского хана и турецкого султана. Они ожидали легкой победы и богатой добычи.

Истории о Канжальской битве (решающем сражении в той войне) разнятся. По одной из версий, часть кабардинцев притворилась перебежчиками и предложила провести противника в тыл кабардинской армии, но завела в ущелье, где кабардинские воины получили тактическое преимущество и разбили врага. В это же время основной отряд кабардинцев под предводительством князя разгромил лагерь и ставку самого хана.

"Произошло кровопролитное сражение, татары были разбиты наголову, сам хан едва успел спастись и потерял свои сапоги", - сообщение Ксаверио Главани, французского консула в Крыму.

По другой (менее популярной) версии кабардинцы взяли 300 ослов, привязали к ним солому, а ночью подожгли и направили к лагерю крымского хана. Ну а потом воспользовались последовавшей сумятицей и добивали разбегавшееся во все стороны войско.

Многотысячное крымско-турецкое войско было разбито в одну ночь, благодаря тактике внезапного нападения, предложенного Жабаги.

Жабаги Казаноко на посту главного советника князя был также реформатором судебной системы и общественного порядка, например, именно он привел к уничтожению обычая кровной мести в Кабарде.

Происхождение Жабаги

В народной памяти Жабаги Казаноко остался защитником интересов простых людей, а потому в фольклорной традиции остался человеком "из простых". Абсолютно во всех народных сказаниях о Жабаги Казаноко говорят как о простом пастухе, своей мудростью обратившем на себя внимание сначала односельчан, а затем и владетельного князя.

Согласно народным сказаниям, однажды пастухи нашли в казане младенца-подкидыша, завернутого в овечью шкуру, и назвали его Жабаги (что в переводе с тюркского значит "овечья шерсть весеннего настрига") Казаноко (что значит "сын казана"). Мальчик рос и по мере сил помогал пастухам. Однажды в горах он заметил трещину в скале. Вечером он положил в эту трещину яйцо, а на следующий день увидел, что яйцо провалилось. Тогда он положил в трещину камень, а на следующий день опять увидел, что камень провалился. Тогда маленький Жабаги спустился в аул под горой и сказал, что нужно как можно скорее покидать эти места, ведь гора скоро обвалится. Многие подняли мальчика на смех, говоря, что под этой горой жило семь поколений их предков, и ничего. Но нашлись и те, кто поверил маленькому Жабаги и вместе с ним покинули аул. А ночью трещина в скале увеличилась еще больше и произошел горный обвал, засыпавший старый аул. С тех пор уже в уме и рассудительности Жабаги никто не сомневался.

Рассказывают истории, как еще юный Жабаги приобрел славу мудрого и рассудительного судьи.

Суд Жабаги

Рассказывают, что в 18 веке жил в Кабарде знаменитый мировой судья по прозвищу Ори-дада ("Дед Орий"). Однажды пришлось ему рассудить спор четырех пасечников.

Четыре кабардинца договорились совместно построить шалаш в поле, чтобы следить за своими ульями, и вот однажды нашли они в поле козленка. Хозяина козленка не нашли, так что решили совместными усилиями его откормить, а в конце лета зарезать, и даже заранее разделили между собой ножки неубитого козленка. Но как-то раз козленок сломал одну ножку и захромал. На сломанную ножку наложили шину и перевязали тряпицей. Охромевший козленок не отходил далеко от шалаша, но неприятности настигли его и там: он наступил сломанной ножкой в огонь по очагом, тряпица загорелась, козленок испугался, начал метаться и поджег всю пасеку.

Конечно, четверо бывших друзей разругались и отправились к мировому судье. Ори-дада рассудил, что во всем виноват владелец сломанной ножки, ведь именно на этой ножке загорелась тряпица, что и привело к пожару. По странному совпадению, именно этот человек был наименее зажиточным и влиятельным из четырех. Но, делать нечего, пришлось ему возмещать ущерб.

А Жабаги в то время был совсем еще молодым человеком, и вот пришли как-то к нему мальчишки, и просят, мол, рассуди нас, Жабаги.

- Хорошо, - сказал Жабаги, - я-то рассужу. Только, уж не обижайтесь, судить буду по-честному, а не как Ори-дада.

Мальчишки оказались довольны решением Жабаги, рассказали о этом родственникам, друзьям, и так, слово за слово, история дошла до Ори-дады. Ему это показалось обидным (к тому же, где это видано на Кавказе, чтобы юнец оспаривал решения старших), и Ори-дада призвал к себе Жабаги.

Но сначала Ори-дада решил испытать Жабаги (ну а вдруг с ним и разговаривать не о чем).

- Сейчас я задам тебе несколько вопросов. Первый: мальчику исполнилось десять лет. Что он представляет собой и с чем его можно сравнить?

- Он похож на воробышка, что беззаботно сидит на верхушке дерева.

- А когда ему пятнадцать?

- Резвится, как сытый весенний козленок.

- А в сорок лет?

- Похож на льва.

- А в шестьдесят?

- Тигр.

- А в восемьдесят?

- Сидит под забором и ворчит: «И это не так, и то не сяк».

- А если ему стукнет сто?

- Позволь не отвечать на этот вопрос. Мой ответ расстроит тебя.

- Нет, отвечай! - настоял Ори-дада, которому как раз было около ста лет.

- Чтобы привлечь курицу-несушку, в гнезде оставляют тухлое яйцо. Таков столетний.

Остроумие и независимость суждений Жабаги произвели впечатление на Ори-даду, и старый судья решил спросить, что же в его решениях показалось Жабаги несправедливым.

- А вот вспомни дело о козленке. Ты, уважаемый судья, признал виновным бедного человека, владельца сломанной ножки. Тогда как всякому, у кого есть глаза, очевидно, что если бы не три здоровых ножки, то козленок не смог бы допрыгать до ульев и причинить столько бед.

Этот ответ еще больше понравился Ори-даде, чем весь предыдущий разговор, и старый судья в первый раз поменял свое решение.

Жабаги приобрел славу не только мудрого, но и справедливого человека, защитника простых людей, а Ори-дада решил передать ему свой пост мирового судьи. Только об одном попросил Ори-дада: чтобы имя его не забыли.

- Хорошо, - сказал Жабаги, - тебя будут вспоминать каждый раз, когда в дом ведут невестку.

С тех пор, когда в дом входит невеста, поют свадебную песню "Оридада".

Так говорил Жабаги

Афоризмы Жабаги разошлись по всей Кабарде и надолго остались в народной памяти, даже в памяти тех кабардинцев, кому пришлось уехать из родных мест. Например, в кабардинской диаспоре в Турции, когда возникает спор, то авторитетом в последней инстанции является наследие Жабаги: "Пусть сбреют мои усы, если б Жабаги с этим согласился!". Или: "Так сказано у Жабаги, после четвертой страницы на пятой!"

Афоризмы Жабаги потому и сохраняются в народной памяти, что до сих пор остаются актуальными. Например: "Сокрытием изъянов унизишь достоинства".

"Мужчина истинный лишь тот, кто в ногу с временем идет, а истинный мудрец лишь тот, кто смотрит далеко вперед".

"Ум гнездится в умении учиться". 

"Жену творит муж, мужа творит жена".

Или вот.

Спросили однажды у Жабаги, какое расстояние между правдой и ложью. "Четыре пальца, - ответил Жабаги. - Что видят мои глаза - правда, что слышат мои уши - ложь".

-3

- - -

Жабаги Казаноко - один из героев кавказской истории и фольклора, о котором я узнала во время путешествия на поезде "Жемчужина Кавказа". Остановки этого поезда: Адыгея - Кабардино-Балкария - Чечня - Дагестан - Ставропольский край

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц