До Победы ещё было больше года. Зима.
Дело было в одном из отдалённых районов Новосибирской области. День выдался ненастным, как говорят про такие - как и не рассветало. Свежий ветер пытался рассеять туман.
Обоз медленно тащился по заснеженной дороге. Везли рыбу. 12 саней, запряжённых быками погоняли подростки. Один древний дед Степаныч руководил ими.
Отцы были на фронте, матери ( в основном, многодетные), не могли сопровождать груз. Их село, где они жили, раскинулось в десяти километрах от большого озера. Там работала бригада рыбаков, состоящая из женщин. В любую погоду они ловили рыбу.
Приходилось возить её на приёмный пункт за 120 километров, не ближний свет, как говорят. На полпути быки выбились из сил. Один из них, однорогий Яшка, улёгся посреди дороги. Рог он потерял в потасовках с соплеменниками.
Его погонщиком был Мишка Сидоров тринадцати лет от роду. Бык был большой белый с рыжими пятнами по всей спине. Эта упрямая скотина лежала, как гора мускулов и ни с места.
Мишка и так и сяк к нему, как говорится, и кнутом и пряником. Бык ни в какую не встаёт — устал. Мишка чуть не ревёт, он тоже устал и замёрз.
Одежонка, что от отца осталась уже изношена, а из своей он давно вырос. Дома с матерью пятеро братьев и сестёр остались, все младше его.
-»Хоть бы быстрей вырасти, да на фронт»,
-думает подросток. Подошёл Степаныч, поинтересовался:
-что тут у тебя? Как бы остальные не легли, тогда — беда!-
Мишка нашарил у себя в кармане корку хлеба и поманил ею Яшку. Тот шумно втянул воздух ноздрями и потянулся слюнявой мордой за хлебом. «Хоть бы встал,»- молился про себя мальчишка. В этот раз обошлось, бык встал, обоз продолжил путь. Подростки наградили Яшку похвалами. Осталось пройти всего 30 километров.
Мишка привычно шагал за санями и мечтал. Мечтал о тепле русской печки в хорошо натопленном доме. Мама, как обычно, нальёт горячего молока с бараньим жиром от простуды. Питание разнообразием не отличалось, но они не голодали.
Когда ему было 3 года, родился брат Митька. С тех пор Мишка был в ответе за младших. Он звал мать, когда брат начинал громко орать. Она приходила, кормила младенца грудью, меняла пелёнки. Мать вскоре исчезала заниматься своими бесконечными домашними делами. Старший брат оставался нести свою вахту.
В войну Мишка бросил школу, надо было заготавливать дрова, сажать огород, охотиться на зайцев вместе с Митькой. Он взял всю мужскую работу на себя.
Недалеко завыли волки, их за годы войны развелось очень много. Дед Степаныч выстрелил в воздух, у него была двустволка, правда патронов маловато. Чёрная собачка, по кличке Цыганок, путалась под ногами у быков, поджавши хвост. От воя волков у Мишки мурашки шли по коже.
Только птицы ничего не боялись, сороки сопровождали обоз, их стрёкот слышен был далеко вокруг. Они принимались клевать рыбу. Ребята не успевали сгонять нахальных птиц со здоровенных мёрзлых рыбин, которые лежали на возах , как поленья.
Мишка шёл, прикрывая замёрзшие губы варежкой. Вдруг клочок неба очистился, а на нём зачарованно перемигивались яркие звёздочки. Мишка, глядя на них, стал надеяться, что впереди его ждёт только хорошее.
Так и жили...