В настоящее время мы вынужденно живем в огромном потоке информации и режиме многозадачности, а скорость жизни такова, что решения требуется принимать молниеносно и опираясь на недостаток вводных.
Естественным образом снижая энергозатраты, стараясь упростить и ускорить обработку информации, человек мыслит автоматически, опираясь на шаблоны.
Я нередко встречаю мнение, что именно под влиянием эмоций мы начинаем мыслить менее рационально, однако это не так– мышление тоже допускает ошибки.
Ошибки мышления или когнитивные искажения – нелогичные, зачастую предвзятые умозаключения, неправильные выводы, шаблонные суждения, которые искажают восприятие окружающей действительности.
Список когнитивных искажений достаточно обширен. Я подобрала наиболее, на мой взгляд, актуальные для настоящего момента.
Итак:
🔹 Фундаментальная ошибка атрибуции. Поведение и реакции других людей человек склонен объяснять их личными характеристиками, нежели особенностями ситуации, в которой они оказались. А свое поведение - внешними причинами.
🔹 Эффект большинства. Люди склонны присоединяться к мнению большинства. При этом выражение мнения противоречащего мнению большинства провоцирует возникновение страха и тревоги. Поэтому «своих» человек склонен оценивать в большей степени положительно, а «чужих» - отрицательно. А, так как мнение, соответствующее мнению большинства, поощряется, а противоположное мнение - порицается, то общее мнение группы постепенно радикализируется.
🔹 Эффект простого объяснения. Человеку проще и быстрее всего при объяснении какого-либо события опираться на один-единственный фактор, чем рассматривать совокупность, порой противоречащих друг другу, факторов. И, как правило, при их проверке проверяется правдивость только одного фактора, вместо рассмотрения альтернатив.
🔹 Эффект яркой картинки. Чем живее изложена история, желательно с примерами из жизни, чем больше эмоций она вызывает – тем в большей степени воспринимается за единственно верную информацию. Иные факторы в расчет не принимаются. Особенно сухая статистика или скучные научные данные. И, конечно же, сопоставление факторов проводится совсем редко. При этом неважно насколько редким может быть такое событие – чем ярче оно представлено, тем больше человек склонен преувеличивать вероятность его возникновения, игнорируя или отрицая статистику. В результате более безопасные явления кажутся более опасными, а по-настоящему опасные - недооцениваются.
🔹 Эффект пренебрежения знаменателем. Человек больше обращает внимания на цифру, представленную в числителе (сколько), и меньше на знаменатель (из какого количества), а также легче воспринимает конкретные понятия (количество), чем абстрактные (вероятность, шанс, риск). И фразе «1 из 100» будет придаваться большее значение, чем фразе «вероятность в размере 1%».
🔹 Предвзятость подтверждения. Человек склонен искать и отдавать предпочтение в большей степени фактам, мнениям, убеждениям, которые согласуются с его собственными, и негативно реагировать на противоречащие. Противоречия игнорируются или отвергаются. Проще принять недостоверную, но простую картину мира, чем мир во всей его сложности и противоречивости.
🔹 Эффект негативного восприятия. Человек склонен больше внимания уделять плохим новостям, нежели хорошим, и считать негативные новости более достоверными.
🔹 Эффект якоря. При получении новых данных человек ориентируется на уже имеющуюся информацию или на первые из полученных данных. Конечно же, в большинстве случаев сопоставление с реальной ситуацией на данный момент или с другими данными не производится.
🔹 Иллюзия истины. Чем проще восприятие информации, тем в большей степени она ассоциируется с истиной и безопасностью. Поэтому много раз повторенная ложь считается правдоподобной – она легче узнаваема. Чем проще текст – тем легче он воспринимается, так как не заставляет задумываться и анализировать. При этом человек склонен оценивать все дальнейшие события, основываясь на легко вспоминаемых примерах и «общепринятых данных», не проверяя их достоверность.
Нельзя сказать, что когнитивные искажения имеют только отрицательный эффект. Они помогают справляться с информационной нагрузкой, ориентироваться и быстро действовать, экономить собственные ресурсы. Однако они же помогают определенным силам оказывать влияние на наши решения, выборы, выводы.
Поэтому я рекомендую при принятии решения, при возникновении слишком сильной эмоциональной реакции на какое-либо событие, пользоваться правилом трех «З»:
🔹 Замедляться
🔹 Замечать
🔹 Задумываться
И задавать себе периодически следующие вопросы:
🔹 Не слишком ли быстро я реагирую?
🔹 Это действительно так очевидно, как мне кажется?
🔹 Надежен ли источник информации?
🔹 Возможны ли ещё-какие-нибудь варианты?
© Юлия Ивлева
#психолог #психология #психологическаяпомощь #ищупсихолога #нужнаподдержка #гештальт #чтоделать #какпомочь #заботаосебе #ошибкимышления