Найти тему
Логопед Анна Полякова

Работа с шаблонным мышлением у детей

Не секрет, что деятельность детей с особенностями развития часто шаблонная и базируется на определенных принципах.

Источник freepik.com, фото из открытых источников.
Источник freepik.com, фото из открытых источников.

Повторение запомнившихся действий. Если идти домой, то по определенной дороге, если кушать то только проверенное то, что точно люблю, если играть, то выстраивать в рядочек от большего к меньшему или в ином логичном порядке.

Сама по себе наша жизнь большой смысловой хаус, а если добавить в нее еще и межличностные отношения с их сложными дрязгами и нервной подоплекой, то этот беспорядок становится еще и безграничным. Особому ребенку хочется найти в нем хоть какой-то ориентир, и это основная задача родителей.

Дочка моей близкой подруги больна синдромом Ретта, это ранний детский аутизм у девочек. Данный синдром базируется на нарушении обмена веществ, которое приводит к росту эпилептической активности мозга и тем самым давая множество присущих аутизму симптомов. Мы часто ездили вместе в санатории, практически все время девочка смотрела одни и те же мультики 24 на 7. Проснулась и требует мультики, засыпала она так же под них. Естественно ни о каком прочем развитии речи не шло.

-Убери у нее мультики, может она хоть немного начнет реагировать на мир.

-Может и начнет, но сначала она будет истошно кричать.

-Пусть кричит, мы с тобой вдвоем на блок мне не мешает.

-Нет ты не понимаешь, она будет кричать два часа без перерыва, потом уснет от усталости, проснется и начнет кричать снова. В санатории на такие эксперименты я не готова.

Отучить ребенка от выработанной у него стигмы весьма не просто, но так или иначе для его собственного блага делать это все равно придется. Мама намного проще включить малышу мультики, пойти любимой и привычной ему дорогой, накормить именно той едой, что он просит. -Мама проще, а у ребенка формируется шаблонный стереотип. Мало того, что он получается привязанность к требуемому, так у него еще и вырабатывается принцип маму можно прогнуть.

Так уж заведено, что единственный выход из строго шаблонного восприятия, это увеличение и усложнение данных шаблонов. Эхолалия- шаблонная речь, нагружаем новыми речевыми шаблонами, не из мультиков, а из книг, стартует речевой прогресс и уход от данного недуга. Приверженность в еде, отучаем, вводим новые продукты, пусть посидит пол дня голодным прежде чем попробует что-то другое. С моим сыном все было намного проще, из-за почечной диеты до четырех лет он вообще не знал что такое соль, вся его еда была совершенно пресной. Даже детское питание я покупала только то, что без соли. Более того, у него был стандартный пищевой набор на день утром творог, вечером каша , в обет овощное рагу с 2 мя ложками мяса из баночки. Он привык к данному рациону, поэтому больницы и вносили нам то самое разнообразие. Шоколад он впервые попробовал в 3 года, и то это была скорее разовая акция.

К четырем ситуация с почками нормализовалась и нам разрешили вводить данный микроэлемент. До этого он любил каши, можно было сварить любую кашу и он будет есть ее с удовольствием. Из мяса только курицу, или котлеты из индейки или кролика. Более тяжелое мясо ему было нельзя. Стоило ввести соль, и все сразу стало вкусным, он вообще перестал от чего либо отказываться. Проблема с едой полностью решилась, но стоит отдать должное она не доставляла мне особого дискомфорта. Не хочешь есть не ешь, поголодаешь 6-8 часов пока мы бегаем по процедурам и съешь все что осталось с обеда. Еще конечно же очень благотворно на нормализацию рациона влияла больничная еда, или ешь что дали или сиди голодный. К счастью, кашу давали всегда и даже если ему что-то не нравилось, с голоду он бы не помер. Впрочем, к концу дня он был готов есть все подряд. В санаториях нам так же до 4х лет готовили отдельно не соленое.

Шаблоны в мышлении, так же нужно расширять. Выстраивает машинки в ряд, постарайтесь сделать этот ряд не бездумным. Пусть выстраивает по форме или цвету, допишите на машинках цифры пусть это станет числовым рядом, добавьте буквы пусть собирает из этих рядов слова или решает примеры. Усложнение должно идти по нарастающей. На самом деле вот эта любовь к упорядочиванию очень удобна в выстраивании модели развития. Моя здоровая дочка развивается совершенно иначе, порядка у нее нет никакого, она словно выхватывает обрывки данных из общей смысловой кучи. С сыном все было куда проще, упорядочить и дать вектор, а дальше он поедет по трассе словно на новых колесах, еще и умудриться заехать вперед в более сложный материал.

Особые дети развиваются совершенно своим маршрутом, и подстраиваться нужно под них. На моем опыте я убедилась, что методики развития для здоровых малышей редко работают с шаблонным мышлением больных. Вместо того, чтобы пытаться перелопатить смысл мозгового построения лучше оттолкнуться от него и взять данную калею за основу, так можно доехать куда дальше. В итоге на выходе вы должны к семи годам получить ребенка разговаривающего, умеющего понимать нормы поведения в обществе, знающего и умеющего оперировать счетом в пределах 10, уметь читать. Так же малышу стоит научиться пересказывать тексты у него должна быть развита память. Все время, пока ребенок циклиться на стандартном шаблоне одних и тех же мультиков развитие его не идет вперед.

У сына есть множество приемников с детскими книжками, он так же слушает из часто и одно по одному, пока не выучит наизусть. Стоит отметить, что так или иначе объемные книги это не мультики с тремя фразами и в конечном итоге, даже заученный слово в слово Незнайка, или приключения Васи Куролесова со временем ему надоедают, и он очень радуется новым флэшкам с рассказами. Однако новую флэшку он так же будет слушать неделю, пока не выучит все интересные моменты наизусть.

Память это еще один из важных принципов базирования развития особого ребенка, развивать ее нужно с рождения. Максимально обширно. Как не странно, моя здоровая девочка в принципе не может в свои 2.5 взять тот объем текста, что брал сын, и здесь так же играет роль шаблонного восприятия. Айболита она знает на треть, а сын знал наизусть и не только его. Помню, как в 3 года, на фоне эхолалии, он умудрялся цитировать мне всю сказку о рыбаке и рыбке без сокращений. Речь его была корявой, он мог в речи вставлять строчки из книг, или сказок. В начале она состояла именно из таких вот книжных оборотов обрастающих смысловой нагрузкой.

Чем шире вы раскроете шаблоны, чем больше вариантов их дадите ребенку, тем проще будет вытянуть его на более-менее пригодный для жизни уровень.

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.