Центральный женский персонаж драмы "Мой ласковый и нежный зверь" (1978) Оленька в исполнении обаятельной Галины Беляевой — девушка прелестная и своевольная. В начале картины она предстает перед зрителями диким, но вместе с тем нежным и ласковым лесным зверьком, который привольно носится по родному лесу, с любопытством наблюдая за бытом графской усадьбы с безопасного расстояния.
Но уже к середине фильма становится понятно, что Оленька не так проста, как могло показаться на первый взгляд: она хладнокровно и умело вертит аж тремя взрослыми мужчинами, держа каждого на коротком и жестком поводке: повелевает и требует, манит и гонит от себя.
Первый секрет и не секрет вовсе: двое из троих влюбленных мужчин сильно в возрасте, да и Камышев порядком старше ветреной красотки. А Оленька — юна и прелестна. А еще — глупа и невинна. На вид. Но влюбленные мужчины теряют разум, и ни один из них не видит, что Оленька вовсе не та, за кого себя выдает. Как ловко она дурачила и графа, и Урбенина, и любимого Сережу! И это могло бы продолжаться бесконечно, если бы эти трое не были близко знакомы друг с другом.
Второй секрет оленькиного всевластия, который уже не так очевиден: она — женщина-ребенок. Очаровательная, игривая, непосредственная. Естественная. Неиспорченная светскими условностями. С ней легко и просто. А еще весело: она шаловлива, как дитя. Вот все трое по очереди и бегают за ней, словно играя в догонялки с криками "Оленька"!
Такое поведение, как у лесной красавицы, запускает в мужчине, симпатизирующего ей, сильнейшее чувство ответственности: не скучной и унылой, как со взрослыми барышнями, а мальчишеской, геройской: а ну как Оленька действительно свалится с лошади? Дурачась, Оля не просит скучного, взрослого, типа, имения под Петербургом и счета в банке. Она всего лишь требует... покружить ее. И заливисто смеется, как ребенок.
В этой простоте и кроется дьявольский расчет: все трое и так готовы бросить к ее ногам все, что у них есть. Ее простые невинные просьбы вызывают у мужчин желание осыпать ее еще большими дарами, исполнять любые капризы, только чтобы слышать этот беззаботный заливистый смех, чтобы радостно звучал ее серебряный звонкий голосок.
Откуда в столь юной девушке такой холодный расчет, такое глубокое знание мужской психологии? Из детства. На самом деле Оленькино умение манипулировать взрослыми мужчинами чисто интуитивное: никакого расчета, никаких сакральных знаний. Все очень просто.
Оля была очаровательной девочкой. Мама ее умерла рано: погибла во время грозы. Видимо, всю горячую любовь к жене, отец Оли перенес на дочку. Так легко, естественно и непринужденно в обществе незнакомых мужчин может вести себя только девушка, не испытывавшая недостатка отцовского внимания.
Несчастная сирота не была обделена вниманием и других людей: ее выделяли (какая хорошенькая), жалели (живет в глухом лесу без матери), опекали. Своим детским умом Оля быстро смекнула, что внимание окружающих = подарки и приятные бонуса типа учебы в гимназии. Отслеживая реакцию окружающих на свои поступки, она постепенно выработала линию поведения, которая позволяла всегда оставаться в центре внимания. Особенно легко ей это удавалось в отношение мужчин, чьи повадки она хорошо изучила благодаря души не чающему в ней отцу.
Без задней мысли люди пытались скрасить жизнь лесной сироты, но невольно взращивали в ее душе алчность, расчетливость, эгоизм. Постепенно Оленька пришла к простой мысли: она сирота, и потому ей все должны. И муж, и граф, и Сережа. Ни к одному из них Оля не испытывает глубоких чувств, чтобы там не говорил расчувствовавшийся при чтении повести Камышева, издатель.
Цель Оли — сиять, ослепляя собой всех. Кружиться в вальсе жизненных удовольствий, не заботясь ни о чем. Разве может такого желать зрелая женщина? Конечно, нет. А Оля желает, потому что она — большой ребенок. У ребенка должны быть родители, заботящиеся о нем, потакающие капризам и бранящие за шалости.
Именно по этой причине Оленька выходит за Урбенина. Петра Егорыча она воспринимает как... родителя. Он надежный, взрослый, понимающий. Снисходительный. С Камышевым или с любым другим молодым самцом ее ждала бы суровая школа жизни: притирка характеров, требовательность, неизбежное взросление. А с Урбениным нет.
Старый вдовец полюбил ее именно за детскую непосредственность. Он прожил жизнь и на закате своих дней хочет любоваться молодой прелестной женой, бережно лелеять и как можно дольше сохранять эту ее беззаботность, заливистый серебряный смех. "Детонька", — стонет он над ней в лесу, понимая, что не уберег.
Оля и сама не понимала, почему согласилась выйти за старого вдовца. Ее слова о страстном желании вырваться из леса, лишь вершина айсберга. С момента окончательного сумасшествия отца, Оленька мечтала снова обрести человека, который бы оберегал ее и боготворил. И, надо сказать, что согласившись стать женой Урбенина, она не прогадала: Петр Егорыч действительно обожал ее так сильно, как может мужчина обожать женщину. Такое отношение нельзя вычислить о внешним признакам, его можно только почувствовать, узнать — если уже испытал когда-то.
Ведь из этих троих, по-настоящему любил Оленьку только Урбенин. Он и взял на себя полностью вину за ее гибель: ему не было дела до того, кто был настоящим убийцей. Жизнь без Оленьки не имела для Петра Егорыча смысла.
Друзья, если статья понравилась, не забудьте поставить лайк 👍🏻. Вам несложно, а мне приятно! Ваши 👍🏻способствуют развитию канала и выходу новых разборов!
#советскоекино #советскиекинофильмы #Лотяну #мойласковыйинежныйзверь