Найти тему
История как сказка

Эпитафия телевизору

В знаменитом оскароносном советском фильме "Москва слезам не верит" сомнительный по своим моральным качествам персонаж, успешно отработавший оператором всю свою карьеру, рефреном несколько раз повторяет в камеру, что ТВ очень скоро заменит человечеству "всё": и театр, и книги, и газеты.

Фото любезно предоставлено службой утилизации из Питера
Фото любезно предоставлено службой утилизации из Питера

Проницательный зритель понимает, что этот рефрен, на самом деле, не о телевидении, а о самом герое, который не смог найти себя в жизни, и оправдывает своё никчёмное существование причастностью к великому делу, в котором он, на самом деле, добился не шибко больших успехов. А значит, не сильно старался. Проблема героя в том, что он топчется на месте, не желает расстаться с иллюзией о своей исключительности, которую ему внушила маменька в связи с его "благородным" происхождением.

Нельзя не заметить, что спустя полвека после выхода советской нетленки вездесущие соцопросы показывают, что традиционное ТВ смотрят в основном люди старше 60, а значит ещё лет 20-30, и аудитории у этого вида искусства может не остаться. (Интересно, что при этом радио, которое появилось значительно раньше ТВ, и не думает сдавать позиции).

Но судьба ТВ вовсе не была предрешена с выходом на сцену интернета и видео-стримов. Например, в театры и цирки люди продолжают ходить, хотя 50 лет назад действительно казалось, что вот-вот и всё это переползёт в ТВ.

Проблема ТВ была в слишком громком и резком успехе, из-за которого люди, которые делали ТВ, подобно упомянутому выше герою, вдруг уверовали в свою исключительность. Они и до сих пор почему-то считают себя небожителями, особой кастой, и (как правило) уверены в блестящем будущем своей отрасли. А при этом влияние и общественная значимость ТВ падает с каждым днём.

За какой-то десяток-другой лет монополии ТВ на движущуюся картинку в прямом эфире, в сочетании с высокой доступностью (по сравнению с кинотеатрами, традиционным театром и видео), внутри компаний, производящих теле-контент, сложилась особая корпоративная культура, суть которой очень точно изложил оператор Родион из "Москвы...." И эта самая культура теперь не даёт ТВ в полной мере включиться в конкурентную борьбу за зрителя. Ибо телевизионщики по-прежнему верят в свою исключительность.

Именно эта вера в исключительность погубит ТВ гораздо быстрее, чем новые технические средства передачи видеосигнала. Телевизионщики давно перестали обращать внимание на своего зрителя, а когда вдруг оказывается, что их никто не смотрят, быстренько клепают какое-нибудь дешевое телешоу для придурков и тешат себя "высокими рейтингами".

Однако какой смысл в высоких рейтингах среди идиотов? Это просто способ самоуспокоиться и убедить самих себя, что всё нормально, и впереди ещё долгие годы успешной работы. Что нет смысла создавать контент, который приносит пользу своему зрителю, потому что это долго и дорого, что можно продолжать гнать всякую фигню, и пипл благополучно схавает.

Однако уже сейчас понятно, что пипл это всё уже не хавает, и что корпоративные устои ТВ в сущности повторяют установки 50-летней давности, тогда как мир за это время сильно изменился. Изменились все те самые конкуренты ТВ, которым оператор Родион прочил быстрый уход со сцены. Им, этим конкурентам, ТВ пошло на пользу, взбодрило их и заставило бороться за зрителя всерьёз.

Ну а ТВ, по иронии истории, заняло позицию своего спикера, Родиона, уверенно держась за вчерашний день и упорно не желая искать себя в меняющемся мире.

Тем временем, промышленность давно уже сообразила, куда дует ветер, и производит последние лет 20 по сути не телевизоры, а многофункциональные мониторы, которые можно использовать для ТВ, но только в числе прочих возможностей.

И даже этот явный сигнал не слышат родионы-операторы, продолжая повторять свой рефрен о великом будущем.

Может быть, конечно, в последний момент кого-нибудь из телевизионщиков с достаточной харизмой постигнет озарение, и он сможет переломить ход истории, и спасёт стремительно исчезающую субстанцию ТВ. Но что-то слабо верится, т.к. ТВ уже набрало критическую массу инерции и несётся к своей погибели без оглядки.... Сложно будет остановить этот бег, да и над ли?

Зато поколение ныне живущих сможет рассказывать потомкам, как на их глазах исчезала легенда конца 20 века, великолепное телевидение.

И вполне возможно, что эта история поможет кому-то сделать правильный выбор. Ведь иногда, и даже довольно часто, смысл событий именно в том, что они служат уроком и помогают не лукавить перед самим собой, и не полагаться исключительно на свою исключительность.