Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Развиваем эмоциональный интеллект. Практические рекомендации для взрослых и детей.

Мы, люди – существа эмоциональные. На протяжении всей своей жизни мы испытываем самые разнообразные эмоции: радость, удивление, интерес/возбуждение, горе/страдание, гнев/ярость, стыд/застенчивость, вину/раскаянье, отвращение/омерзение, презрение/пренебрежение, страх/ужас. Некоторые эмоции нас питают, способствуют развитию навыков и умений, а некоторые тормозят, угнетают и затаскивают в очень тяжелые состояния. Но, какими бы не были наши переживания, именно они (эмоции) помогают нам чувствовать себя живыми и именно за ними мы гонимся всю свою жизнь.

Эмоции играют важнейшую роль в достижении личного благополучия, в построении личных, профессиональных отношений. Поэтому очень важно оттачивать навыки эмоционального интеллекта – уметь распознавать и интерпретировать для начала свои эмоции, желания, намерения и порывы. Такое самопознание даёт возможность регулировать свои эмоциональные состояния, управлять своим настроением. Познав и обуздав свои эмоции, мы бонусом получаем возможность лучше понимать эмоциональное состояние других людей и соответственно можем воздействовать на них. К примеру, понимая, что люди тянутся к тем, кто дарит им положительные эмоции, ощущение радости и счастья и бегут от тех, кто нагружает негативными эмоциями, мы можем регулировать своё поведение и стараться бережнее взаимодействовать с близкими и любимыми.

-2

«Человек, который управляет своими эмоциями, становится хозяином своей жизни». Это правда. Ведь если вы осознаете и понимаете свои эмоции, умеете ими управлять, значит вы:

- преимущественно прибываете в хорошем настроении – так как умеете себя позитивно настроить, можете справиться с негативными эмоциями, не застреваете в них, сохраняете эмоциональную устойчивость;

- обладаете высокой продуктивностью/работоспособностью – эмоции содержат заряд энергии, которая выделяется для того, чтобы удовлетворить какую-либо потребность;

- понимаете свои мотивы, потребности, желания и можете их адекватно удовлетворять – ведь за каждой эмоцией стоит потребность;

- хорошо себя чувствуете – потому что проживаете эмоции, вместо того чтобы подавлять, вытеснять или отрицать их (что приводит к соматизации).

Важно понимать, что эмоции (даже очень неприятные) необходимо проживать, не нужно от них убегать, подавлять их, стыдиться, ведь у каждой эмоции есть причины:

- Страх – возникает по причине угрозы жизни, из-за неопределенности, опасности, когда на нас нападают, когда вы боитесь не справиться, когда есть угроза и т.д. Сигнализирует о том, что нужно спасаться – убежать, спрятаться, либо сражаться.

- Гнев – возникает в следствии нарушения ваших границ/вашей территории, когда ограничивают вашу физическую/психическую свободу, когда вас оскорбляют, наносят физический/психический/финансовый вред, когда вы сталкиваетесь с неудачей, с болью, жарой/холодом, скверным запахом и т.д. Сигнализирует о том, что нужно мобилизовать свою энергию, отвоевать свою свободу/территорию/границы, дать отпор.

- Печаль/уныние – возникает в следствии утраты кого-то или чего-то значимого, важного, в следствии разлуки, социальной изоляции, отвержении, отчаяния. Сигнализирует о том, что человек находится на пути принятия сложной ситуации/горького факта и нуждается в опоре/ помощи/поддержке со стороны близких людей.

- Радость -возникает в следствии сбывшихся ожиданий, доброжелательного внимания, комфорта, признания, успеха, чувства компетентности, осознания своей силы, уверенности в себе, чувства единения с миром. Сигнализирует о повышении энергии, появлении ресурса.

- Интерес – возникает в следствии изменения среды, новизны, успеха в деятельности, возникновения объекта интереса, характеризуется повышенным вниманием, познанием. Сигнализирует о том, что нужно действовать, использовать и развивать свои возможности, стремиться к достижению цели.

- Отвращение – возникает в следствии непринятия чего-то потенциально неприятного, заразного, оскорбительного, и т.д. Сигнализирует о том, что нужно выстроить границы, оттолкнуть от себя, изолировать то, что неприемлемо для человека, обезопасить себя.

Понимая причины возникновения определенных эмоций и их назначение, мы можем стимулировать их возникновение, либо их отсутствие. Например, чтобы испытать радость, мы балуем себя комфортным отдыхом, прогулкой в хорошую погоду, общением с приятным человеком, вкусным ужином. А для того, чтобы как можно меньше испытывать в жизни страх, мы окружаем себя безопасной, ресурсной обстановкой – надежными, проверенными людьми, профессиональными достижениями, финансовым благополучием и т.д.

-3

Упражнения для взрослых.

  1. Дневник эмоций. Каждый день записывайте в дневник ситуацию, которая вызвала эмоциональную реакцию. Ваши мысли по поводу этой ситуации, свои физические ощущения (как отреагировало тело, что вы почувствовали: напряжение, тошноту, боль, эйфорию и т.д.), какие эмоции вы испытали. Когда что-то происходит, мысленно фокусируйтесь на своих ощущениях, фиксируйте свои состояния. Такой анализ поможет вам лучше понимать себя, принимать свои переживания, свою психологическую и физиологическую реакцию.
  2. Наблюдения. Наблюдайте за людьми в общественном транспорте, на отдыхе – в любом месте, когда появляется возможность понаблюдать за ситуацией и проанализировать поведение людей, отследить их вербальную и невербальную реакцию. Подумайте о том, что чувствуют эти люди? В каких они отношениях? Какие эмоции они транслируют? Какие стараются сдерживать? Какие эмоции они должны испытывать на ваш взгляд? Соответствует ли ситуация той эмоциональной реакции, которую транслирует человек, или он подавляет/преувеличивает эмоции?
  3. Эмоциональные установки. Наши эмоции – следствие тех установок, которые мы получили в детстве от родителей, или тех людей, кто их заменял, а также в целом от ближайшего окружения – учителей, одноклассников, друзей. Эмоции напрямую зависят от наших убеждений, от нашей картины мира. Мы можем выявить ограничивающие убеждения, которые вызывают негативные эмоции и заменить их на более приемлемые, те, которые помогут нам сделать свою жизнь приятнее, легче и интереснее. Проанализируйте, какие установки лежат в основе ваших отрицательных эмоций, какие убеждения лишают вас мотивации, какие пугают и «замораживают». Выпишите их, подумайте, откуда они у вас появились, кто с вами поделился ими и почему/для чего. Проанализируйте, насколько они актуальны на данный момент.
  4. Понимание своих истинных мотивов. Используйте технику «5 почему».

- Почему я не иду на свидание? Устала.

- Почему устала? Много работаю.

- Почему много работаю? Хочу много денег.

- Почему я хочу много денег? Хочу многое себе позволить.

- Что я хочу себе позволить? Жить в своё удовольствие, сосредоточившись на самореализации.

-4

Упражнения для детей.

Эмоция дня. Каждый день спрашивайте ребенка как прошел его день, что он чувствовал в той или иной ситуации. Это упражнение учит ребёнка осознавать свои эмоции.

Нарисуй эмоцию. Попросите ребенка нарисовать эмоции: гнев, радость, страх, печаль, отвращение, интерес. Поспрашивайте, почему он нарисовал эмоции именно так, в каких ситуациях он их испытывает, что при этом чувствует.

Покажи эмоцию. Распечатайте карточки с героями мультфильмов, которые изображают различные эмоции. Пусть ребёнок достанет карточку и изобразит ту эмоции, которая там обозначена. А вы попробуйте угадать.

Распознай эмоции. Прочитайте ребёнку эмоционально насыщенный рассказ и попросите его рассказать, какие чувства он испытал и почему.

Побольше рассказывайте ребёнку о своих чувствах (почему они возникли, как проявляются), не подавляйте его эмоции и чувства, учите его контейнировать эмоции, справляться с ними.

Как контролировать свои эмоции и принимать взвешенные решения?

- Необходимо взять паузу перед действием – старайтесь не совершать импульсивных действий, всегда оставляйте время на обдумывание.

- Осознайте, что вы чувствуете в связи с возникшей ситуацией - какие эмоции у вас преобладают, когда вы об этом думаете.

- Оцените ситуацию в целом – желательно с трёх позиций: 1 позиция – «Я- сам» - оцените ситуацию со своей точки зрения, 2 позиция – «Я-другой» - встаньте на место другого человека, посмотрите на ситуацию его глазами, 3 позиция – «Наблюдатель» - оцените ситуацию как наблюдатель, со стороны.

- Соединитесь с целью – нужно понять, что вы хотите от ситуации.

- Соединитесь с потребностью – какую потребность вы удовлетворяете/хотите удовлетворить в этой ситуации (потребность в безопасности, любви, отдыхе, потребность быть принятым, понятым и т.д.).

- Подумайте, в чём ваше предназначение в этой ситуации – может чему-то научиться, или кого-то научить/помочь/поддержать, или может обозначить свои границы, отстоять свою правоту и т.д.

- Примите решение.

- Обдумайте свои действия.

Автор: Эфендиева Ульяна Олеговна
Психолог, Семейный психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru