Это корабль жители Соловецких островов так и прозвали – «утопленник». Его стальной корпус лёг недалеко от входа в Бухту Благополучия - главную судоходную гавань Соловецкого монастыря. Какое то время его металлическая груда возвышалась над водой, и как мне рассказывал знакомый художник Александр Лыжин, именно в этом месте местные рыбаки уловисто добывали треску. А ещё один местный житель – Леонид Проурзин поведал, что в пору, когда воинским частям приходила разнарядка на сбор металлолома, моряки, когда-то стоявшие на Соловках, зимой на санях подъезжали к «утопленнику» и подручными средствами «отпиливали» от затонувшего корабля куски металла.
Разговоры о происхождении «утопленника» ходили всякие. Говорили, дескать, затонувший корабль ничто иное, а остатки корпуса знаменитого лидера эсминцев «Баку», прославившего Северный флот ещё в годы войны. Другие притом добавляли, мол, виновником бесславного конца североморского флагмана был Никита Сергеевич Хрущёв, который посетил северные края и в 1962-м, якобы стал инициатором демонстрационных пусков ракет по надводной цели, в роли которой послужил лидер «Баку». Это предположение одним из первых подхватила экспедиция Министерства культуры РСФСР, которая в 60-х работала на Соловках. Правда, в дальнейшем, уже в печати, разгорелся спор: действительно ли на отмели у бухты Благополучия покоится прославленный корабль? Помнится, даже часть бывших североморцев уверовали в эту версию и добавляли, мол, корабль был расстрелян крылатыми ракетами.
В хронике 1962 года мы находим, что по пути следования из Североморска в Северодвинск новый ракетный крейсер «Грозный» с главой нашего государства и правительственная делегация, в самом деле, произвёл недалеко от Соловков показательный пуск крылатых ракет в полигон Белого моря. Как сообщалось, выстрелы произвели хорошее впечатление на Хрущёва и его окружение, поскольку ракеты тогда успешно поразили корабль-мишень, которой якобы и послужил лидер эсминцев «Баку».
Этот корабль появился на нашем Севере в 1942 году, во время войны. В группе кораблей и судов экспедиции особого назначения ЭОН-18 «Баку» перешёл по Севморпути с Тихого океана на Северный флот для усиления корабельного состава. Он не только защищал транспортные конвои и наши внутренние коммуникации, но и четырежды, как казано в хронике Великой отечественной, ходил в норвежские воды для участия в так называемых набеговых операциях на опорные береговые базы фашистов. Фактически до прихода в Советский Союз британского линкора «Архангельск» лидер «Баку» практически оставался флагманским кораблём Северного флота. Дотошные историки подсчитали, что всего за войну корабль прошёл свыше 42 тысяч миль, участвовал в проводке 29 северных конвоев.
В 1945-м за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленное при этом мужество экипаж корабля был награждён орденом Красного Знамени. Уже тогда корабль называли легендарным.
После войны «Баку» пришёл в Молотовск на капитальный ремонт, где простоял почти шесть лет. Объясняется это тем, что кораблю предстояла ещё и модернизация. Все мои собеседники, заставшие «Баку» у причала и в северном доке цеха № 50, восхищались его внешним видом – обводами корпуса, архитектурой надстроек.
Лидер представлял собой боевой корабль с типично итальянским дизайном. Произошло это по вполне объяснимым причинам – его проект разрабатывали в те времена, когда наши ведущие советские кораблестроители стажировались на итальянской верфи «Ансальдо». К слову, по той же причине известные наши эсминцы типа «Гремящий» поразительно походили на эсминцы флота Муссолини. А наш первый крейсер «Киров» имел итальянского двойника – «Эудженио ди Савойя». А типовой предшественник всех советских лидеров эсминцев «Ташкент» вообще строился в Италии.
Как вспоминали участники ремонта и модернизации «Баку» на молотовском заводе № 402, многое им было в диковинку – лёгкая прочная палубная сталь, необычные элементы набора подкрепления корпуса, в машине – оригинальные, даже остроумные технические решения с расположением отдельных механизмов и узлов. За пять месяцев до сдачи комиссии корабль по приказу командующего переклассифицировали в эсминец и передали в состав Беломорской флотилии. Но фактически судьба этого корабля была предрешена, ещё когда он стоял в наливном бассейне цеха № 50. Флот стремительно перевооружался, осваивая ракетную технику, и острая нужда в корабельной артиллерии уже отпала. «Баку» отрядили обеспечивать все виды испытаний новых кораблей в Белом и Баренцевом морях. В 1959 году его вообще разоружили, и он стал плавказармой и якобы мишенью для крылатых ракет с крейсера «Грозный». Но так ли было на самом деле?
Разгадку подсказал непосредственный участник тех ракетных стрельб в Белом море 1962 года, ветеран водолазной службы Севмаша Михаил Семёнович Барсамов. Он находился не на борту ракетного крейсера «Грозный», а на одном из судов аварийно-спасательной службы, дежурившего у границ полигона-стрельбища. Из его слов следует, что в тот день мишенью послужил вовсе не лидер эсминцев «Баку», а однотипный ему корабль – лидер «Ленинград» Балтийского флота. Его привели по Беломорско-Балтийскому каналу с Балтики специально «для расстрела».
— В качестве мишени на полигоне близ карельского селения Гридино «Ленинград» поставили на якорь, — рассказал Михаил Семёнович. — Нас же тогда отправили на обеспечение этих стрельб. В час икс прилетели две ракеты. Первая насквозь прошила корабль в районе бывшей радиорубки, вторая продырявила корпус ниже, там, где располагалось машинное отделение. Пробоина на входе оказалась диаметром около трех метров, на выходе – около восьми, но лидер оставался на плаву. О попаданиях доложили, Хрущев, вероятно, был доволен, результат стрельбы признали успешным. Нам приказали вести корабль-мишень в Северодвинск.
Мы подошли к «Ленинграду», когда уже вечерело, подали буксир и решили отправиться в путь поутру. А утром вахтенный вдруг обнаружил, что лидер… затонул! В понтоны, которые поддерживали его повреждённый корпус, срочно дали воздух, и корабль, хотя и с трудом, но всплыл на поверхность. Дали ход. По пути корабль-мишень «капризничал», изрядно потрепал нам нервы. В конце концов, чтобы продырявленный корпус, не дай бог, не сел на узком северодвинском фарватере, «Ленинград» решили оставить на отмели у Соловков. Так и сделали…
Сомнений в рассказе военного водолаза Михаил Барсамов не возникало – Михаил Семёнович передал нам фотоснимки уже полузатопленного лидера «Ленинград» на полигоне у карельского селения Гридино.
Так, почему же столь живучей оказалась расхожая версия о «расстреле» лидера «Баку»? Не последнюю роль здесь сыграл тот факт, что, начиная с середины 50-х, целую группу североморских эсминцев — участников войны перетопили в ходе испытаний первого советского ядерного оружия на Новой Земле. Тогда под жар и молот атомных взрывов пошли «Урицкий», «Разъяренный», Краснознамённые «Валериан Куйбышев», «Грозный», гвардейский «Гремящий»… Так что у ветеранов — участников Великой Отечественной был повод и подозревать, и обижаться.
Что же касается Краснознамённого лидера эсминцев «Баку», то о его финале поведал последний командир этого корабля – капитан 3 ранга Сталь Петрович Семераз, живший в Северодвинске. С его слов, в 1964 году корабль окончательно разоружили, прибуксировали в Архангельск и вытащили на осушку близ Краснофлотского острова - это недалеко от известной металлоразделочной базы в Турдеево. И уже там довольно быстро «Баку» утилизировали.
Кинематографические» «детали» о лидере «Ленинград». Говорят, что Андрон Кончаловский использовал останки затонувшего лидера в одном из кадров в своём фильме «Романс о влюблённых». А ещё один известный кинематографист – Семён Аранович запечатлел корпус «Ленинграда» на соловецких камнях в своей дипломной короткометражке «Последний пароход».
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.