Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Опора в работе психолога на структуру консультации

Когда ты начинающий психолог очень легко запутаться, потеряться, не понять что и к чему и как, привет страх, тревога и фрустрация. И так не легко, особенно на первой встрече с клиентом, а то бывают ситуации и интереснее, когда ты уже в рабочем процессе и более опытен, но провалился в свою боль и тут бы как-то до конца сессии продержаться. Но и не только в эти моменты нужна структура, она помогает систематизировать работу, собрать больше данных, идти в одном направлении в проблематике, придерживаться запроса сессии.

А когда ты клиент тоже страшно и сложно взаимодействовать с малознакомым человеком, а если ты ещё и в первый раз пришёл к психологу так вообще черт пойми что тут будет происходить и что надо делать, на что ориентироваться и как.

Я очень люблю использовать в работе модель консультации Н. Пезешкиана.

Пятиступенчатая стратегия консультации:

  • Наблюдение
  • Инвентаризация
  • Ситуативное поощрение
  • Вербализация
  • Расширение целей

Детально и кратко о позитивной Психотерапии можно почитать в этой статье, там как раз мигранты упоминаются, терапия с данными клиентами каснется сейчас практически каждого психолога, а людям оказавшимся в данной ситуации можно немного помочь себе найти опоры в происходящем с ними.

https://samopoznanie.ru/articles/pyatistupenchataya_strategiya_samopomoschi_v_processe_transk/

-2

Упражнение к 5 ступенчатой стратегии консультирования по Н. Пезешкиану.

Разделите консультацию на примерно следующие отрезки времени:

  • Наблюдение 10-15 минут
  • Инвентаризация 20-25 минут
  • Ситуативное поощрение 3-5 минут
  • Вербализация 3-5 минут
  • Расширение целей 3-5 минут

Зачем делить время? Так у вас точно будет опора на структуру + время к каждой из стадий. Вы не переседите его и не будете задерживать какие-то моменты, так же мягко продвигая клиента к следующей, плюс когда есть границы и рамки легче понимать от чего отталкиваться, а так же развивать определенные навыки на первых парах работы: учиться задавать вопросы, выдерживать сеттинг, паузы, либо заполнять их когда это необходимо, следовать стратегии терапии и консультации, наблюдать за собой и за клиентом.

Наблюдение. Предлагаю вам наблюдать за следующими моментами: последовательность рассказа клиента, что как когда, почему именно это, а не что-то другое. Попутно спрашивая себя: «что сейчас этот человек сидящий передо мной пытается мне рассказать?» за темпом речи, паузами и их длинной, вашими чувствами во время пауз. Дыханием когда замирает, каким образом, как он дышит ровно или поверхностно. За мимикой как выглядит когда что-то говорит и соответсвует ли мимика рассказу. Поза скованная, расслабленная или же какие-то особенные жесты есть. Что делает в начале сессии и впринципе на сессии , как располагается в пространстве. Как вы себя при этом чувствуете?

Инвентаризация. Сейчас время задавать вопросы к тому, что говорил человек. Вопросы по теме рассказа, а так же те которые у вас вертелись в голове, возможно не связанные с темой, но вам кажется ценным и нужным их задать, но сначала попробуйте ответить себе на вопрос: почему сейчас важно спросить об этом? Так же спросите клиента, есть ли что-то что он считает важным но вы об этом не спросили? В первое время может быть сложно формулировать вопросы, по ним сделаем следующее упражнение.

Ситуативное поощрение выражение позитивного взгляда на то как и каким способом клиент до нынешнего момента справлялся с текущей ситуацией или симптомом например итд. На самом деле ситуативное поощрение шикарный диагностический инструмент. Как человек воспринимает то, что вы говорите ему с принятием, заботой, пониманием и более того не в темном свете и красках, а в том, что так сложилось потому, что по другому и не могло сложиться иначе? Понаблюдайте за разными реакциями своих клиентов. Кто-то отшутится, кто-то растроганно заплачет, кто-то скаже ну что за бред, итд.

Вербализация. Это гипотезы и предположения возникшие у вас к случаю человека. Какие-то появляются сразу, какие-то в ходе развития отношений, это особенно те, которые называются «паттернами отношений». Обычное правило выдавать гипотезы человеку по потребности, если он запрашивает, если нет то может и не надо. Я смотрю на этот момент так. Очень важно и особенно на первой сессии разъяснить человеку, что вы видите и как и сосотавить вашу карту и его так сказать, в чём-то вы ему сможете помочь, а в чём-то нет, на что-то уйдёт уйма времени, а на что-то 10-15 сессий. Далее интерпретация может являться различной формой отношений и взаимодействия быть уместной или же нет, но хоть небольшой кусочек я думаю важно прояснять человеку, что с ним происходит и почему, сверяясь с его картой, так ли это для него и что он по этому поводу думает.

Расширение целей. Типа стадия советов и ответов на вопрос: «А че делать то?» Ну как че заставлять думать клиента, что бы можно было бы сделать ему иначе в этой ситуации, книги давать почитать и можно упражнения или различные истории, метафоры обрисовывать. Я иногда даю советы, с честной оговоркой, это про мою жизнь и вам точно не поможет, но если очень надо и хочется делюсь, а ответственность на вас, уж извините, я предупредила :))

Вот такое упражнение предлагаю вам делать систематически на сессии до тех пор пока структура не станет использоваться вами бессознательно автоматически, а дальше ее можно будет расширять и усовершенствовать :)) позже расскажу как.

В чате моего тг канала предлагаю вам лист ведения сессии и другие полезные материалы, присоединяйтесь :)

https://t.me/+gmTtKfcd_ediZDYy

Автор: Негуляева Елена Юрьевна
Психолог, Супервизор, Клинический психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru