Найти в Дзене
Любитель балета

Балет «Онегин» в Большом театре: прекрасно!

Оглавление

Когда на сцене русские артисты балета, они и из балета a la russe английско-немецкого хореографа Крэнко вытащат больше, чем он в него, возможно вкладывал. Ведь это А. С. Пушкин, русские артисты, русская душа, русская балетная школа, русская театральная традиция!

Новая сцена Большого в этот день. Фото автора.
Новая сцена Большого в этот день. Фото автора.

Я не особо ожидала таких замечательных впечатлений от этого балетного вечера (точнее, утра) 15 октября в Большом театре, новая сцена. Тем удивительнее и приятнее! Главная моя благодарность – Онегину, заслуженному артисту России Александру Волчкову. Обычно тихая, я на поклонах даже запустила свое «Браво!» в массу голосов. Свой образ создала и Кристина Кретова – Татьяна. А еще я видела, наверно, лучшую пару Ольга – Ленский Большого театра (тут имхо) Анну Тихомирову и Артема Овчаренко. Просто праздник, и неожиданный!

А весь этот праздник потому, что я позволила себе такой груз – предварительно начитаться информации про этот балет, который вообще предстояло увидеть целиком в первый раз. А начитавшись, я многого не ожидала. Чтение мне не помогло, но и не помешало, а результат замечателен. Впечатления хоть и начитавшегося, но неофита – ниже.

Жив драмбалет!

Взору моему предстал добротный, грамотный (не без ошибок), хорошо срежиссированный (не без вопросов) и аккуратно сшитый драмбалет со всеми его сильными сторонами: красивые, как старые добрые времена, костюмы и декорации (это балет 1965 года), сложные дуэты главных героев, понятное действие, динамика, смена настроений, кульминации. Я вам раньше рассказывала, как на большей части «Дочери фараона» любитель балета скучала и спать хотела – здесь ничего подобного, а наоборот, радостная приподнятость. Да, один старик иностранец победил другого. Мне лично стала понятна популярность этого балета в мире и его живучесть. И еще: Крэнко влияния на него советского драмбалета не отрицал... даже вплоть до порой прямых намеков в хореографии (но их мало).

Главное, что я уяснила, читая – многие говорят, что видно же, мол, что романа в стихах Пушкина Джон Крэнко не читал (да хоть бы перевод Набокова). А вдохновился оперой Чайковского «Евгений Онегин». Да, даже сам Петр Ильич не смог бы уложить в другой жанр всю «энциклопедию русской жизни», а оставил лирическую сторону, даже оперу назвав «лирическими сценами». Но Крэнко и на уровень сюжета как в опере не хотел быть похожим в своей работе (вплоть до не использования музыки из оперы). И вот что получилось.

Да понятно, что получилось «клюквенное» произведение про Россию, но не для нее и предназначенное. Труппа Штутгартского балета дважды (в 1972 и 1985 гг.) показывала этот спектакль на гастролях в СССР, и критика ляпы заметила все! Насчет зрителей точно неизвестно, но, говорят, смешки были. И говорят, что именно поэтому Фонд Крэнко долго не давал согласия поставить «Онегина» в Большом. Премьера прошла только в 2013 году. Фонд бдит о точности спектакля, чего не было у нас в стране, и мы привыкли к термину «редакция балета». Знаете, а я пожалела, что нельзя этот балет немного отредактировать с целью убрать ляпы, на которые хочется закрыть глаза или абстрагироваться, чтобы не влияло на общее впечатление. И балет бы стал еще более прекрасным.

«Главное, ляпай уверенно!»

Но этот балет и так жив на сцене, видите, уже довольно долго. На него есть зритель. О зрителях в свой день могу сказать только добрые слова (да я и так-то их никогда не ругала). Все режиссерские и прочие ляпы Крэнко были замечены моим окружением по партеру. Захихикали, когда Ленский отхлестал Онегина по мордасам, совершенно вывалившись из образа, замечательно создаваемого артистом. Вот эта чуть не драка – главное, что меня в режиссуре смущает. Этот невоспитанный невротик не может быть поэтом Ленским, хотя до и после – да, это Ленский. Это выпадение из образа. Небольшие смешки были и когда мальчики дворовые завели свой танец, похожий на что-то, скажем так, балканское, типа сиртаки. Затем девушек, подруг Ольги, переклинило, и они очень резво потанцевали с этими мальчиками, в па-де-ша напрыгали эффектно. Но будем, действительно, считать что их переклинило, а что маменьки им потом за это надерут уши и лишат сладкого – это осталось за кадром. А ведь это точно не дворовые девушки. А, вот еще из либретто:

Зашедшие в гости соседские девушки забавляются старинным русским гаданием: кто заглянет в зеркальце, увидит своего суженого.
Ленский отрывает Ольгу от ноутбука... зеркальца того самого, чуть не ущипнув ее. (Фото Д. Юсупова).
Ленский отрывает Ольгу от ноутбука... зеркальца того самого, чуть не ущипнув ее. (Фото Д. Юсупова).

А на сцене если не октябрь уж наступил как сейчас, то скорее всего сентябрь, а может еще август. А как же «Раз в крещенский вечерок девушки гадали…» (ну и что, что это другого автора). Про это тоже не читал.

В декорациях и костюмах он нам льстит (художник Юрген Розе, этой работой и ставший известным). Провинциальные усадьбы на самом деле были не столько роскошны как снаружи, так особенно и внутри. Но это же от симпатии к русскому миру можно и подумать что у нас все дворяне жили не хуже Шереметевых или Юсуповых.

Роли

Но что это я всё про придирки, давайте про роли. Артем Овчаренко мне ранее казался таким ровным: вроде и похвалить хочется, а за что? Но дождалась: его Ленский меня безукоризненно убедил. Поэт, идеалист, бескомпромисный. Его герою и сопереживаешь и сочувствуешь. Танец – без вопросов.

Его жена (по жизни) Анна Тихомирова называет «Онегин» любимым спектаклем. «Мы исполняем партии Ольги и Ленского, это всегда так романтично!» – говорила она в одном из интервью. Как не любить партию, если и не поставленную на тебя, но точно подошедшую при примерке: в 2013 г. на премьере Анна стала первой Ольгой в Большом театре. Это она и есть на фотографии выше, с другим Ленским. Роль проще татьяниной, но это только кажется что такой веселушкой с ветром в голове быть просто. Анна Тихомирова меня убеждала все время, пока я ее видела. А видели мы ее не всю. На сложном балансовом дуэте с Ленским я с удивлением заметила, что она еле держалась, а после 1-го акта ее заменили. (Меня чуть напугал голос из динамика, подумала не эвакуироваться ли опять (бывало), но голос сказал о замене). Да, две Ольги по половине. Во 2-м акте в этой партии вышла Анастасия Сташкевич. Техника ее была безукоризненной... но почему-то я скучала по Тихомировой. Партия Ольги на балу выстроена вся на аллегро, так что на анданте, как в первом акте, я ее не видела, как и лишена оказалась возможности увидеть Тихомирову в другом ключе – в сцене дуэли.

Кристину Кретову я видела вживую первый раз, до этого слышала не раз похвалы ей, да и сама, помню, за что-то хвалила, правда, партии это были мелкие. И вот теперь у нее заглавная роль. Известно, что когда Крэнко ставил балет, у него в первую очередь была Такая Татьяна! Он ставил в расчете на замечательную балерину Марсию Хайде. И в статьях я читала, что концепция у него была такова, довольно простая: главная героиня балета – Татьяна, чистая, благородная. А Онегин, мол, попроще - мерзавец и есть мерзавец. Я тогда не очень поверила: кто главный герой – это обычно от исполнителей зависит, уж театралы это знают. Ну что, я 15 октября смотрела не балет «Татьяна», а, как положено, «Онегин» (вы же помните впечатления от Волчкова, с которых я сразу и начала).

Татьяна и у Крэнко, и в исполнении Кретовой отличается от оперной (логичнее всего сравнивать с оперой). В оперной Тане огонь горел еще какой! В балетной он спрятан внутри, а снаружи есть уж слишком много смущения (даже во сне!), и немного невротики (на балу, когда она в шоке от отказа Онегина). Много смущения и стеснения было у Кретовой, мне кажется (балетного Онегина даже можно было понять!). Были у Татьяны и сцены, отсутствующие в романе и опере. В сцене дуэли, когда Ленский убит, у нее было только мгновение и взгляд, чтобы выразить отношение Онегину. Эта сцена Кретовой удалась. Ее взгляд говорил: «чужой». Убийца не может быть близким человеком.

С мужем (его, подобно опере, именуют Греминым) отношения Татьяны поставлены как тихо-счастливые, хоть бы как у ее мамы: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она». Я, прежде не видевшая этого балета, но знавшая о существовании в нем их дуэта, думала, что он будет без зрителей, но они прямо при публике любезничают.

Я так люблю... не Татьяну милую мою

А Евгения Онегина. Как только Волчков вышел и я увидела этого байронического типа... сразу поняла многое.

Нет, фотографии ничуть не передают сути в данном случае! А в танце он замечательно грациозен. (Александр Волчков в роли Онегина. Фото Д. Юсупова).
Нет, фотографии ничуть не передают сути в данном случае! А в танце он замечательно грациозен. (Александр Волчков в роли Онегина. Фото Д. Юсупова).

Да, я знаю пушкинского Онегина, но, как и с Татьяной, приготовилась с условно чистой головой читать, что мне предложат артисты, опираясь на Крэнко. Увиденный нами Онегин – молодой человек – уже пресытился жизнью и от нее устал.

Фотография на афише, по-моему, Р. Скворцова. Фото автора.
Фотография на афише, по-моему, Р. Скворцова. Фото автора.

На Татьяну он некоторое время глядит привычно заинтересованно, оценивающе. Как вы понимаете, это было недолго. И на балу он отказал ей в ну очень коротенькой сцене, порвав письмо перед ее носом.

В сцене-дуэте балетного сна Татьяны (с другим, не пушкинским сюжетом) Онегин, конечно, не он сам, а воображаемый Татьяной. Но и здесь он интересен, нестандартен: это же Онегин, он и в воображении не будет просто типовым героем-любовником. Дуэт понравился в том числе и активной ролью партнера, который не только «подставка».

В сцене бала в нашего пресыщенного жизнью вселился бес. Безумный (и умный тоже) деструктивный бес – пропади ты все, и так все бессмысленно, тут еще эта тихоня Таня. Но бедный Ленский-то тут причем? Попал под горячую руку. А Ольга – под харизму Онегина – он же, прежде не замеченный ей, сменил поведенческую модель. Чем все это закончилось – известно. В утро дуэли взвинченный Ленский дал вторую пощечину Онегину, который, легко остыв, предлагал перемирие, проигнорировал мольбы девушек (секундантов не было), и через несколько мгновений его не стало. Для Онегина все это стало точкой перелома.

Через много лет этот обновленный человек, кажется, и не мог не полюбить: слишком долго он был несчастен, и было кого. По финальному дуэту это видно. Даже седая прядь, которую дал ему балетмейстер не помогает и не мешает это понять (я ее вроде и не разглядела). Тут все было в человеке и так.

Оба дуэта главных героев я сочла замечательными. И немалая роль здесь отводится музыке, другой музыке Чайковского о трагической любви: «Ромео и Джульетта», «Франческа да Римини». Последний дуэт – о горе героев, которые сами же себе (но больше он) испортили жизнь. «А счастье было так возможно, так близко!»

Занавес. И выплеск аплодисментов, которыми и раньше зрители взрывались на кульминациях, венчающих акты.

Фото автора, освещение вечно мешает.
Фото автора, освещение вечно мешает.

Бывалые вызывали артистов из-за занавеса, и как приятно подойти так близко-близко к своим героям, как это возможно на новой сцене. Выходили только Онегин с Татьяной. Волчков из образа еще и не вышел – это я ценю.

-6

Послушать аплодисменты:

Да, зритель в этот вечер был и воодушевленный, и компетентный. В антракте можно было встретить Игоря Цвирко. Мне можно было после некоторого перерыва опять посмотреть симпатичный мне зал.

И подумать опять, что не знаешь, где найдешь, где потеряешь в своем искусстве проникаться искусством. После окончания блока «Онегина» и слух пошел, что недолго этому спектаклю осталось... И, конечно, мне можно было подумать на что пойти в следующий раз. Как он манит, этот следующий раз, надежда и возможность, чтобы он был...

Завершаю. Давно не писала сочинений по литературе. Когда-то за «Евгения Онегина» получила похвалу, а сейчас мои тексты довольно-таки другие – почти другой человек. А общее случайно получилось: завершала я этот текст ручкой по бумаге из-за отключения электричества, как в старые времена получилось. Спасибо, что дочитали сочинение! Путь любви к балету продолжается.

P. S. Хотела бы вашего совета: как думайте, идти ли любителю балета на оперу «Евгений Онегин»? (возможность есть, постановка вроде «приличная»).

Не забывайте лайки, подписки: сейчас это ценится.

#балет #театр #музыка #классика #москва