📅 Звуковой календарь 15/10/2022
Сегодня мы вспоминаем Илью Ильфа - соавтора знаменитой дилогии о похождениях мошенника Остапа Бендера «12 стульев» и «Золотой теленок», повести «Одноэтажная Америка», десятков очерков, рассказов и фельетонов.
Илью Ильфа почти всегда упоминают вместе с соавтором - Евгением Петровым. И сами писатели иронически говорили о себе как об одном авторе, родившемся дважды, под двумя именами.
В «двойной автобиографии» 1919 г. этот коллективный автор кратко описал начальный период жизни Ильи Ильфа. Он родился в Одессе в семье банковского служащего, в 1913 г. окончил техническую школу. До начала литературной деятельности успел поработать в чертежном бюро, на телефонной станции и на фабрике ручных гранат, статистиком, бухгалтером. Первыми литературными работами Ильфа были редакторская в юмористическом журнале «Синдетикон» и членство в президиуме одесского союза поэтов.
В 1923 г. Ильф уехал в Москву, чтобы полностью посвятить себя литературной работе, занялся журналистикой, работал в юмористических журналах и газетах. Одной из них было издание «Гудок», в котором работал Евгений Петров (и его брат - писатель Валентин Катаев) и в котором, вероятно, будущие соавторы и познакомились. Так Петров вспоминал об Ильфе в период работы в «Гудке»:
«Это был чрезвычайно насмешливый двадцатишестилетний человек в пенсне с маленькими голыми и толстыми стеклами. У него было немного асимметричное, твердое лицо с румянцем на скулах. Он сидел, вытянув перед собой ноги в остроносых красных башмаках, и быстро писал…»
Уже тогда Петров считал Ильфа «метром» за его смелость мнений и «безукоризненный» литературный вкус. Однажды Валентин Катаев, работавший в «Гудке» фельетонистом и приходившийся братом Евгению Петрову, заявил, что хочет открыть мастерскую советского романа, и предложил Ильфу и Петрову написать по роману на заданную тему: «В одном из стульев запрятаны деньги. Их надо найти». Посовещавшись, Ильф и Петров решили писать совместно. За один вечер составили черновой план романа, затем получили одобрение Катаева и через месяц представили первую часть - рукопись на семи печатных листах. За ней последовала вторая. В результате появились «12 стульев» и «Золотой теленок» — одни из самых популярных литературных произведений в советской литературе, и родился знаменитый литературный союз.
Большую часть своих произведений Ильф и Петров создавали вместе. Петров вспоминал, что, живя на соседних этажах, они каждый день встречались и писали. Давалось им это непросто:
«Сочинять вдвоем было не вдвое легче, <…>, а в десять раз труднее. Это было не простое сложение сил, а непрерывная борьба двух сил, борьба изнурительная и в то же время плодотворная. Мы отдавали друг другу весь свой жизненный опыт, литературный вкус, весь запас мыслей и наблюдений. Но отдавали с борьбой. <…>. Мы беспрерывно подвергали друг друга жесточайшей критике, тем более обидной, что преподносилась она в юмористической форме».
Но за десять лет совместного творчества Ильф и Петров выработали единый литературный вкус и уникальный стиль, который действительно дал им возможность считать себя одним писателем. Им приходили в голову одни и те же мысли, они испытывали одни и те же творческие сложности и неуверенность, совместно же преодолеваемые. Вместе они написали не только два романа и известную повесть «Одноэтажная Америка», но и десятки сатирических рассказов и фельетонов, статей, очерков, несколько водевилей и киносценариев.
Были и произведения, которые Ильф и Петров писали отдельно. В их собрании сочинений, изданном в 1961 г., опубликовано 25 рассказов, очерков и фельетонов Ильфа, написанных в период 1923)1929 гг., и более 30 произведений Петрова. Кроме того, Ильф с 1925 г. и до своей смерти вел записные книжки, которые тоже были опубликованы. В них он оставлял рисунки, записывал забавные и любопытные детали повседневной жизни, впечатления о поездках и посещенных городах, остроумные фразы и характеристики - все, что можно было использовать для литературной работы.
В конце 1920-х гг. Илья Ильф увлекся фотографией. Фотографировал и для себя, и по работе: несколько лет он числился фотокорреспондентом журнала «Огонек». Ильф перепробовал все возможные жанры - пейзаж, портрет, натюрморт, хронику, много экспериментировал с ракурсами и освещением. Среди его наиболее интересных фоторабот снимки Москвы 1930-х гг., взрыв Храма Христа Спасителя, запечатленный им из окна своей квартиры в Соймоновском проезде, и порядка 150 фотографий, сделанных в 1935 г. во время путешествия Ильфа и Петрова в Америку.
Ильи Ильфа не стало в 1937 г. После его смерти Петров занимался редакторской работой, написал пьесу «Остров мира» и - совместно с Георгием Мунблитом - сценарий к лирической комедии «Музыкальная история». Во время Великой Отечественной войны Петров работал фронтовым корреспондентом и погиб в 1942 г. в результате крушения самолета.
Послушайте сегодня отрывок из романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок», читает Осип Абдулов [запись 1931-1953 г.]:
🔈 http://ргафд.рф/callendar/15-10-2022
#ильяильф #ильф #евгенийпетров #писатель #сатирик #12стульев #остапбендер #золотойтеленок #звуковойкалендарь #ргафд
Российский государственный архив фонодокументов располагает широким диапазоном звуковых материалов. В рубрике «Звуковой календарь», мы будем знакомить вас с разнообразием хранящихся в архиве документов.