Нарушения привязанности в детском возрасте лежат в основе многих психологических проблем взрослых людей.
Для современной психологической науки актуальны исследования по выявлению корреляции между детской психической травматизацией (в частности, вызванной нарушениями привязанности), патопсихологическими особенностями развития личности и их психопатологическими преобразованиями в процессе взросления.
Гармоничные родительско-детские отношения (РДО) позволяют растущему человеку стать спокойным и уверенным, найти своё место в мире людей.
Следствия нарушенных РДО:
- многие формы психосоматических нарушений (включая частые простудные заболевания детей),
- саморазрушающее поведение (зависимости, аутоагрессивное поведение),
- невротические расстройства.
Возникновению привязанности у младенца способствует врождённая необходимость связи с человеком, который обеспечивает удовлетворение его биологических и социальных потребностей. Наилучшим вариантом для малыша в самом раннем возрасте является постоянное присутствие одного и того же человека (даже если это - не мать). Это формирует у ребёнка чувство защищённости и доверия к окружающему миру ("Мир безопасен, а на людей можно рассчитывать, им можно доверять!")
В процессе формирования привязанности ребёнок и мать приспосабливаются друг к другу, реагируют друг на друга предсказуемо и в соответствии с ситуацией. Именно поэтому так важна для созревания личности малыша зрелость и адекватность поведения матери!
В то же время, нарушенная привязанность может быть как причиной расстройств поведения ребёнка, так и их следствием, так как вариантов индивидуального жизненного пути множество, и не все врождённые личностные особенности ребенка увязываются с идеализированными представлениями матери, с её ожиданиями от ребенка.
Это может создавать трудности для того, чтобы у матери формировалась здоровая и радостная привязанность к ребёнку.
Проблема исследования причин нарушения привязанности у детей является очень актуальной, так как может дать специалистам помогающих профессий необходимый инструментарий в виде понятийного и терминологического аппарата, позволяющего качественно интерпретировать причины и особенности нарушений родительско-детских отношений, влияющих на отношение растущего человека к другим людям, к себе и к миру в целом.
Продолжение следует
Автор: Ольга Егорова
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru