Найти тему
Сам себе энергетик

Про живучесть и восстановление энергосистемы. Электрическая подстанция

Итак, знакомимся – электрическая подстанция (ПС) 330/110/6 кВ Лосево.

ПС 330/110/6 кВ Лосево
ПС 330/110/6 кВ Лосево

К сети 330 кВ подключена тремя ВЛ: Шебекино (Россия), Змиевская ТЭС с отп. на Белгород (Россия) и просто Змиевская ТЭС. Отходит от подстанции четырнадцать ВЛ 110 кВ.

Основные элементы подстанции:

1) Открытое распределительное устройство (ОРУ) 330 кВ:

А. Выключатели;

Б. Разъединители;

В. Трансформаторы тока;

Г. Ограничители напряжения;

2) ОРУ 110 кВ;

3) Силовые автотрансформаторы 330/110/6 кВ;

4) Общеподстанционный пункт управления (ОПУ);

5) Подстанционный пункт управления, совмещённый с закрытым распредустройством (ППУ со ЗРУ) 6 кВ.

Внимательный читатель скажет – а кто тут нам заливал, что общеподстанционный пункт один, единственный и неповторимый, и сам же приводит в пример подстанцию с двумя такими пунктами. Спокойствие, только спокойствие, сейчас я вас настигну всё объясню. Смотрим на опоры. На ОРУ 110 кВ заходят так называемые "ленинградки" - опоры характерные для 50-х годов, когда 330 кВ были только в проекте. А на ОРУ 330 кВ – так называемые «ушки», характерные для 60-х годов. То есть, изначально это была подстанция 110 кВ с полным набором зданий и сооружений, а потом к ней пристроили 330 кВ. Это объясняет и суперплотную компоновку подстанции – она реально втиснута между автомобильными и железной дорогами, и странную компоновку шинных мостов 6 кВ и наличие трансформатора 110/6 кВ. Соответственно, управление по части 330 кВ разместилось в новом ОПУ, а часть управления по 110 и 6 кВ – осталось в старом здании.

На этом экскурс в историю заканчиваем, переходим к практической части.

Из трёх питающих ВЛ 330 кВ две связаны с Россией, что неприемлемо с политической точки зрения и невозможно – с технической. Я думаю, что ситуацию разрулили в месте разрезки этих ВЛ, в восьми километрах северо-западнее подстанции. На линии на Белгород просто обрезали шлейфа (красный крестик посередине), а шебекинскую линию могли перевязать с валуйской (жёлтая линия и ещё два крестика). А могли не перевязывать, благо в текущий ситуации вряд ли на подстанции имеется столько нагрузки.

Развязка ВЛ 330 кВ
Развязка ВЛ 330 кВ

Теперь посмотрим, что у нас с живучестью подстанции при воздействии на неё различных летающих предметов. Если кто-то решил вывести подстанцию именно по части 330 кВ, то два элемента, очевидно, выпадают из целей – это ОРУ 110 кВ и ППУ с ЗРУ 6 кВ. Остаётся три, рассмотрим их последовательно:

1) ОРУ 330 кВ. На первый взгляд, эта мешанина различных железяк с фарфоровой и стеклянной изоляцией идеально подходит для чего-нибудь сильно осколочного. Но это только на первый взгляд. Во-первых, такая плотность железяк быстро гасит ударную волну. Во-вторых, большую часть осколков примет близлежащее оборудование, а более удалённое получит не смертельные повреждения – фарфоровая изоляция не разлетается, как закалённое стекло изоляторов, а раскалывается – то есть часть оборудования будет работать, даже получив свою порцию осколков. Изоляторы – да, но этого барахла навалом на любой базе сетей. В-третьих, в военное время, как известно, синус может равняться двум, поэтому схему ОРУ могут изрядно упростить, обеспечив минимальную управляемость и защиту, лишь бы работало. Пример:

Слева пример совсем деревянной схемы (но даже тут есть возможность упростить), справа уже адекватной.
Слева пример совсем деревянной схемы (но даже тут есть возможность упростить), справа уже адекватной.

На данный момент на ПС Лосево два присоединения (считаем, что шебекинская линия выключена), три рабочих автотрансформатора и восемь (могу ошибаться, тут такой винегрет из оборудования, что не совсем понятна схема) выключателей. Мы без особой потери надёжности можем превратить её в четырёхугольник (опустим слова персонала о перенастройке и перезаводке вторички, надо ж!), высвободив в резерв автотрансформатор и четыре выключателя со всем сопутствующим барахлом. Предположим, мы всё это увезли в помощь более пострадавшим, и тут нам прилетело ещё. Ну надо так надо. Мы опять переделываем схему в линия-трансформатор (в левую), лишаемся оперативного резервирования (и резерва мощности с ним связанного), но работаем только на двух выключателях. Если же нам прилетит ещё – то мы покажем северу фигу и включим линию напрямую к трансформатору, оставив всю защиту (в данном случае скорее надежду) на ОПН и выключатели 110 кВ. Теперь правда всё может полыхнуть от любого короткого замыкания или просто скачка напряжения на ВЛ, но что ж поделать.

Какие выводы следуют из вышенаписанного. На Украине сейчас много резерва, потому что все подстанции с ВЛ, идущими в Россию и Беларусь, можно дербанить на предмет оборудования. А это помимо ПС Лосево и Змиевской ТЭС ещё 4 ПС 330 кВ: Сумы Северные, ЧАЭС (ОРУ 330 кВ), Чернигов, Шостка. ПС 750 кВ Североукраинскую можно раздербанить на оборудование 750 кВ полностью, включая четыре силовых автотрансформатора. Наверное, теперь понятно, что удар по ОРУ с целью вывода силового оборудования – плохой вариант…

2) Силовой автотрансформатор 330/110/6 кВ. Большая и горючая мишень. Но есть проблемы. Во-первых, пожар силового трансформатора – это не из ряда вон выходящий случай, к нему на подстанции готовятся как организационно, так и конструкционно, например, отлично виден контур аварийного маслоприёмника, препятствующего растеканию горящего масла по подстанции. А во-вторых, их на подстанции аж четыре, по всей видимости, три рабочих и один резервный, то есть для гарантированного уничтожения нужно четыре воздействия. И самый неприятный момент – даже полное уничтожение трансформаторной группы не полностью перекрывает функционал подстанции – она может осуществлять работу в режиме распределительного пункта 330 и 110 кВ, то есть участвовать в работе энергосистемы.

Выделен контур маслоприёмника. Тут он, правда, слегка зарос, но подозреваю, что сейчас их по всей Украине привели в адекватное состояние…
Выделен контур маслоприёмника. Тут он, правда, слегка зарос, но подозреваю, что сейчас их по всей Украине привели в адекватное состояние…

Вывод – удары по силовым автотрансформаторам вполне имеют смысл, но в первую очередь для выключения нагрузки по низкому напряжению. Естественно, если есть возможность приложить автотрансформатор 330/150 кВ, ну или 330/35 кВ, то тут конечно, нужно смотреть, потому что это вещь редкая. А у здоровых силовых автотрансформаторов 750/330 кВ есть свои минусы – они однофазные, имеют резерв непосредственно на подстанции и по максимуму защищены средствами пожаротушения, как активными, так и пассивными – пожарными перегородками.

3) ОПУ. Самый неочевидный вариант, без особого грохота, расколотых изоляторов, погнутых металлоконструкций и многометровых языков пламени. Но в ОПУ сосредоточены:

А. Управление – здесь находится главный щит управления (ГЩУ), на который выводится вся информация о состоянии подстанции и с которого осуществляется всё дистанционное управление её оборудованием, в первую очередь – выключателями. С ГЩУ работает диспетчерский персонал;

Б. Релейная защита и автоматика – то, что обеспечивает отключение аварийных элементов, как внешних, так и подстанционных;

В. Оборудование связи – то, что обеспечивает взаимодействие подстанции с энергосистемой. Каналы связи могут быть как оптоволоконными, так и более старыми, высокочастотными. Обратите внимание на «бочки» на порталах, это ВЧ-заградители – показатель присутствия как раз каналов ВЧ-связи. А ещё частенько через подстанции проходят обычные интернет-каналы;

Г. Телемеханика – на крупных современных подстанциях есть возможность переключения оборудования с диспетчерских щитов энергосистемы. Управляющее этим оборудование, естественно, тоже находится в ОПУ;

Д. Учёт, как коммерческий, так и технический. Мелочь, конечно, но тоже приятно, и тоже в ОПУ;

Е. Интересный момент. Как правило, вся документация по подстанции: журналы, схемы, паспорта оборудования и т.д. – тоже хранятся в ОПУ. Потому что там обычно сосредотачиваются и все административные помещения.

Для понимания – от каждого элемента ОРУ 330, да и даже в данном случае, и 110 кВ, и силового трансформатора в ОПУ идёт контрольный кабель. Можете представить, что там творится. Но необходимо учитывать один момент - даже вывод из строя ОПУ не гарантирует потерю работоспособности подстанции. Она фактически утратит управляемость (что-то на ОРУ можно повернуть ломом, что-то с помощью дизель-генератора), оперативную – точно. Утратит связь с внешним миром. Но сможет работать. Правда, пока не сгорит, потому что с ОПНом в роли защиты долго не протянуть – любое серьёзное внешнее воздействие окажется для неспособного отключиться силового оборудования фатальным.

Для того, что понять степень воздействия в каждом случае, можно провести аналогию с человеком: если удары по ОРУ и трансформаторам подобны ранениям, результат которых определяется скоростью и адекватностью лечения, а также наличием в запасе крови или даже некоторых органов, то удар по ОПУ – это инсульт в глухой деревне, шансы вроде бы и есть, но тут уж как повезёт, может и выживешь, и даже восстановишься. Когда-нибудь…