Я подумала, что стоит рассказать почему я пишу и веду этот блог о детях, профориентации и родительско-детских отношениях. Ниже история о том, как я пришла в психологию и с чего все начиналось. Лонгрид, но он даст представление о том, почему я занимаюсь тем, чем занимаюсь. Поехали)
С детьми я начала работать в 2014 году. Скоро будет 10 лет, как я занимаюсь профориентацией - это была первая специализация моей деятельности. Как говорится, начала в этом разбираться до того, как это стало мейнстримом.
Часто спрашивают, а где я училась профориентации. Как такового, курса профориентации в то время не существовало. Это составная часть психологического классического образования. Но, в начале своего пути, у меня не было идеи получать полное психологическое образование. Ходить нестандартными путями для меня не ново, выходом стала индивидуальная работа с кандидатом психологических наук, практикующим профориентлоогом, специализирующимся на родительском-детских отношениях Кондриной Ириной Валентиновной.
Я нашла ее в КузГТУ, она работала на кафедре психологии. Я пришла, поделилась идеей создания центра профориентации в Кемерово. Ее увлекла такая мысль и мы совместно создали первую программу групповой и индивидуальной работы по профориентации. В течение года я работала вместе с ней, рука об руку, перенимая фундаментальный опыт профориентационной работы и погружаясь в детскую психологию.
Профориентация невозможна без практики, без каких-то прикладных знаний, поскольку рынок постоянно меняется, постоянно происходят какие-то трансформации, появляются новинки и открываются неизвестные перспективы. Весь 2014-2015гг я провела в форумах. Познакомилась и послушала курсы Тимура Жаббарова (это создатель онлайн школы для профориентологов «Смарт Курс» и программы «5 шагов осознанного выбора»). На форуме «Наставник» познакомилась с создателем «Атлас100» (это атлас новых профессий) Дмитрием Судаковым (позже я слушала его лекции в «Сколково»). Эти знакомства и опыт дали мне возможность набраться практическими знаниями в области профориентации, познакомиться с современными методиками.
В ходе работы по профориентации, стали появляться запросы, связанные с детьми. Это были вопросы про мотивацию, самостоятельность, уверенность в себе, самооценку. И в целом были вопросы про отношения между детьми и родителями: подростковый кризис, проблемы со школой, классические бардак и лень, нет контакта и многое-многое другое. В рамках своих компетенций, я давала рекомендации, но консультации не вела. А запрос все увеличивался и увеличивался.
Я составила для себя индивидуальный образовательный план и стала углубляться в детскую психологию и в вопросы родительское-детских отношений. Основой стал гуманистический подход в психологии. Я видела много детей, много родителей, собирала их проблемы и искала ответы в тех образовательных курсах, которые включила в свой план.
Базой стали курсы Петровской, Гиппернрейтер. Я слушала лекции и подкасты Максимова. Впитывала в себя очень много информации и выстраивала систему. Консультировать не начала, но на запросы стала отвечать в рамках профориентации. В какой-то момент решила, что пора получать высшее психологическое образование, чтобы начать соответствующую практику.
Так, я закончила курс «Клиническая психология» Московского института психоанализа. Это была переподготовка на базе первого высшего образования. Курс длился два года, я защитилась и получила, вместе с красным дипломом, право вести психологическую деятельность. К консультациям по профориентации добавились консультации для родителей, решающие вопросы взаимоотношений с детьми.
Собрав весь свой теоретический и практический опыт, два года назад я создала курс «Самостоятельный ребенок». На сегодняшний день, его уже прошли более 200 родителей. С курсом выросла я сама, со мной вырос и углубился запрос. Параллельно я увлеклась когнитивной-поведенческой психотерапией (КППТ) и снова составила свой индивидуальный образовательный план.
Я формировала библиотеку, слушала открытые курсы, училась у коллег. Поставила перед собой задачу: вступить в ассоциацию когнитивно-поведенческих психотерапевтов и пройти базовый курс. Членство в Ассоциации нужно было подтверждать опытом, я копила кейсы, углублялась, читала, продолжала слушать курсы. Методы КППТ, доступные и адекватные своему опыту и запросам клиентов, я применяла в своих консультациях. В августе этого года я прошла по требованиям и стала членом Ассоциации. С сентября началось обучение и уже есть первые сертификаты, подтверждающие право на использование новых методов.
Круг моих компетенций расширился. Теперь я могу работать с тревожными состояниями, чувствами вины, стыда, раздражения, страха, злости и другими эмоциями, с которыми часто сталкиваются родители. Да, основа моей работы, попрежнему родительско-детские отношения. Однако теперь работа в этих вопросах стала глубже, терапевтичнее и шире. Я помогаю родителям стать более спокойными, принимающими и понимающими своих детей.
Все это я пишу для того, чтобы вы понимали, на основании чего я работаю, какие методики использую, какие знания у меня есть. Это я еще не рассказала о взрослой профориентации, когда я помогаю справиться со страхом смены профессии. Но об этом позже. И так много получилось).
2