Найти в Дзене

The New York Times о танцах

В этом выпуске я перевела для своих читателей статью Мэрилин Фридман «Танцы – это упражнения?» в газете “The New York Times” от 30 апреля 2019 года. Материал посвящён антивозрастному потенциалу танцев. Сама г-жа Фридман – писатель и соучредитель Writing Pad, школы творческого текста в Лос-Анджелесе. Статья начинается следующим утверждением:

Исследования показывают, что танец – это отличный помощник в борьбе с возрастом. Кроме того, танцевать – это просто весело.

В переполненном бальном зале щеголеватый мужчина в серебристом смокинге танцует свинг с молодой женщиной под классическую джазовую композицию Каунта Бэйси “Shiny Stockings”. 93 другие женщины стоят и терпеливо ждут своей очереди. Мужчина широко улыбается, игриво покачивая бедрами на каждый восьмой такт. Он удивительно подвижен для своих лет.

По какому же поводу все собрались? Это празднование дня рождения легенды линди-хопа Фрэнки Мэннинга. С 80-летнего возраста и до самой своей смерти в возрасте 94-х лет он ежегодно устраивал себе оригинальный праздник: в этот день он танцевал со столькими партнёршами, сколько ему исполнялось лет. Джуди Притчетт, 21-летняя подруга мистера Мэннинга, говорит:

Людям нравится, когда парень в таком возрасте может отплясывать с таким количеством партнёрш, и он это прекрасно понимал.

А он, пока был жив, преподавал танцы по всему миру, причём делал это 40 уикендов в год. В телевизионном интервью филиалу ABC в Сиэтле в 2007 году, незадолго до своего 93-летия, он поделился со зрителями:

Танцы – это то, что сохраняет меня молодым», – сказал он. «Если бы я не танцевал, не думаю, что дожил бы до этого возраста.

Есть и другие примеры антивозрастного действия танца: посмотрите на 93-летнего Дика Ван Дейка, энергично отбивающего чечётку на столе в фильме «Мэри Поппинс возвращается».

Иконы современного танца Марта Грэм и Мерс Каннингем также танцевали в свои 80 лет.

Martha Graham and Merce Cunningham
Martha Graham and Merce Cunningham

Исследования показывают, что танец здорово помогает поддерживать когнитивное и физическое здоровье. Это ведь, по сути, тоже набор физических упражнений.

В немецком отчете 2017 года, опубликованном в журнале “Frontiers in Human Neuroscience”, были проанализированы снимки мозга людей, которым в среднем было 68 лет и которые занимались либо интервальными тренировками, либо социальными танцами. Исследование показало, что, хотя оба вида занятий увеличивали размер гиппокампа (области мозга, ответственной за обучение, память и равновесие), только танец способствовал улучшению равновесия.

Эти результаты перекликаются с результатами исследования Патрисии МакКинли из Университета Макгилла, опубликованного в 2008 году в “Journal of Aging and Physical Activity”. В её отчёте говорится, что длительные занятия танго помогают улучшить равновесие и походку у пожилых людей. Поскольку падения в немолодом возрасте являются основной причиной травм и смерти, танцы могут стать мощным средством продления жизни.

В ходе исследования относительной пользы интеллектуального и физического досуга для пожилых людей, результаты которого которого были опубликованы в “New England Journal of Medicine” в 2003 году, учёные с удивлением обнаружили, что танец помогает улучшить когнитивные функции. Это подкрепило другие изыскания, доказывающие пользу разгадывания кроссвордов для сохранения остроты ума.

Доктор Джо Вергезе, ведущий автор исследования и заведующий отделением гериатрии Медицинского колледжа Альберта Эйнштейна, рассказал:

Мы в целом разделили виды деятельности на те, которые стимулируют когнитивные функции, например, чтение, и те, которые связаны с физическими нагрузками, например, езда на велосипеде.

В телефонном интервью, которое он дал из своей клиники, он отметил, что из 11 различных физических упражнений, изученных его командой, социальный танец был единственным связанным с меньшим риском деменции. Он предположил, что танец в силу своей сложности больше похож на интеллектуальную деятельность. В отличие от ходьбы на беговой дорожке танец требует постоянных умственных усилий для освоения новых движений и требует координации с партнёром и музыкой.

При этом доктор Вергезе сделал оговорку, что этот вывод основан не на клиническом испытании, а на наблюдении.

Здесь не приходится говорить о причине и следствии и о том, что танцы предотвращают слабоумие. Мы можем только сказать, что они связаны со снижением риска развития деменции.

Дебора Райли, профессиональный исполнитель современных танцев и инструктор, воочию убедилась в том, насколько эффективной может быть борьба с дряхлостью и потерей памяти для пожилых людей, если они часто танцуют.

Старая поговорка «если ты не хочешь что-то потерять, ты должен этим шевелить» в значительной степени верна. Если вы не будете двигать ступнями и ногами, то скоро вы потеряете способность делать это.

В течение 15 лет г-жа Райли занимается танцами со взрослыми людьми от 50 лет и старше. В настоящее время обучает танцам по программе «Искусство для пожилых людей», а также при больнице Джорджтаунского университета. Она говорит, что музыка и движение помогают людям в возрасте, вызывая у них хорошие воспоминания. Иногда они превращают замкнутых стариков в разговорчивых и увлечённых людей.

Стоит отметить, что пользу от танцев могут получить не только те, кто молод душой. Ричард Пауэрс, преподаватель социальных и исторических танцев в Стэнфордском университете, сказал:

Танец усиливает когнитивные функции в любом возрасте. Он объединяет сразу несколько функций мозга – кинестетическую, рациональную, музыкальную и эмоциональную, – ещё больше укрепляя нейронные связи.

Г-н Пауэрс обучает вальсу и фокстроту 300 студентов, часто используя саундтрек к фильму «Безумно богатые азиаты» или музыку Болливуда, отдавая должное истории происхождения этих танцев. В течение трёх десятилетий он рассказывает ученикам о многочисленных преимуществах танцев для здоровья, в том числе об их влиянии на способность справляться со стрессом и адаптироваться к изменениям. Студенты часто говорят ему о том, что после занятий социальными танцами у них улучшается концентрация внимания во время учёбы.

Один из замечательных моментов вечеринки по случаю 85-летия мистера Мэннинга – это когда он перебрасывает рыжеволосую девушку в черно-красном мини-платье вокруг бедра и через плечо. Это его фирменное танцевальное движение – то самое, которое он продемонстрировал в возрасте 27 лет в рабочем комбинезоне в фильме 1941 года “Hellzapoppin”.

В этом фильме в костюме шеф-повара также танцевала Норма Миллер, причём делала она это с бравадой, бросающей вызов гравитации. Она и мистер Мэннинг отправились в турне с Каунтом Бэйси, Дюком Эллингтоном и Луи Армстронгом и потом долго танцевали вместе, до самой смерти мистера Мэннинга.

Г-жа Миллер, которая живёт во Флориде и в 99 лет носит дерзкую короткую стрижку «пикси» с эффектом «омбре» (сложное окрашивание с растяжкой цвета), рассуждает о влиянии танца на её долголетие:

Знаете ли вы хоть одну женщину в мире, которую нанимают на работу в 99 лет? Но меня наняли до моего сотого дня рождения!

За последние 20 лет она путешествовала по миру, выступая на свинговых танцевальных мероприятиях, включая Herrang Dance Camp в Швеции.

Вот как мисс Миллер размышляет об источнике своего позитивного настроя:

Танец помогал мне выживать всё это время. Всякий раз, когда в моей жизни случался тяжёлый кризис, возвращение к танцам всегда помогало мне преодолеть его. Танцы были моим эликсиром всю жизнь.

#танцы и долголетие #frankie manning #martha graham #merce cunningham #линди-хоп #социальные танцы