Корейцы очень любят кофе… Даже больше чем чай или другие напитки. В Южной Корее количество кофеен на человека – самое большое в мире, и в одном только Сеуле их насчитывается порядка 18 000! Вы, возможно, удивитесь, но столь сильную любовь к кофе корейцам привили русские, а вот как так получилось – расскажу далее.
На протяжении всей своей долгой и богатой на события истории, Корея всегда считалась (и, по сути, была) очень закрытой страной. Когда как европейцы узнали о кофе еще в середине 17 века, в Корее об этом продукте заговорили лишь на рубеже 19–20 веков. Напиток, который тогда называли «каби» или «западный травяной настой», стал известен по всей стране благодаря императору Коджону.
В 1896 году, когда Корея переживала череду трагических событий (начало японской экспансии, убийство королевы Мин и прочее), император Коджон вместе со своим сыном, будущим императором Сунджоном, попросили убежища в русской дипломатической миссии в Корее.
Консул Карл Иванович Вебер помог императорской семье и принял ее на русской территории, где Коджон с сыном прожили около года. Собственно, именно в гостях у русских корейский император в буквальном смысле влюбился в кофе.
По возвращении во дворец, Коджон не только продолжить пить кофе на регулярной основе, но и стал всячески рекламировать его среди своего окружения. Он даже нанял русского архитектора А. И. Середина-Сабатина, чтобы тот построил для него отдельный павильон для распития кофе.
В 1900 году Чонгванхон, или «Павильон умиротворенного созерцания», был готов, и император с удовольствием принимал в нем послов других государств, и, конечно же, угощал своим любимым напитком. Согласно записям современников, Коджон предпочитал черный кофе с одним кусочком сахара.
А познакомила корейского императора с кофе госпожа Антуанетта Зонтаг – родственница Карла Вебера, которая, как вы понимаете, была у Коджона на хорошем счету. Именно с его позволения она в 1902 году открыла собственный отель под названием «Зонтаг».
Отель располагался в районе Чондон, где находились иностранные посольства и дипмиссии, и в нем подавали европейские напитки – в том числе, кофе. А так как «Зонтаг» некоторое время являлся центром политической жизни страны, в нем частенько проводились важные дипломатические встречи, кофе в Корее стал считаться напитком богачей и аристократов и признаком богатства и большого влияния.
В 1910 году Япония объявила Корею своей колонией, и хотя изначально данное событие было встречено яростным негодованием, к 20-30 годам жизнь корейцев, вроде как, вошла в привычную колею. Повсеместно открывались новые общественные заведения, в том числе и табаны – кофейные дома, где впоследствии стали подавать и чай.
Открывали табаны в основном представители интеллигенции, люди творческие и одухотворенные, поэтому в этих заведения, помимо распития кофе, посетители знакомились с европейской культурой, вели оживленные дискуссии, да и просто развлекались.
Табаны считались заведениями привилегированными, не для простых смертных, так сказать. В основном их посещала элита с взыскательным вкусом, поэтому абсолютно все было по высшему разряду - от интерьера до самой маленькой ложки. Располагались табаны в основном в районе Мёндон. К слову, он и по сей день считается одним из самых дорогих и популярных среди молодежи и иностранцев.
В 1945 году, когда Корея была освобождена от японской экспансии и разделена на Северную и Южную (и далее буду говорить именно о Южной Корее), изменилась не только жизнь в стране, но и отношение корейцев к кофе. В начале 1950-х годов жители Южной Корее попробовали растворимый кофе «Нестле», которым правительство США снабжало своих солдат.
Но даже тогда кофе считался элитарным напитком, как бы странно это не звучало. Ситуация изменилась только после того, как корейская компания «Тонсо Сикпхум» получила от американского бренда Maxwell House лицензию на производство в стране растворимого кофе. Ну а дальше пошло-поехало…
В 80-е годы 20 века широкое распространение в Южной Корее получил кофе «3 в 1», поэтому об элитарности речь уже не шла. Стали появляться новые бренды, а у любителей кофе – собственный сленг, состоящий из фраз и словечек, вроде «кофейная мамочка», «кофейный офис», «кофе-библиотека».
В 2000-х во многие кофейни оснастили кофемашинами и кофеварками, поскольку корейцы, распробовав вкус настоящего, хорошо сваренного кофе, стали обращать внимание на происхождение зерен и качество их обжарки. Постепенно кофе вновь вернулся к тому, с чего, собственно, и начиналась его история в Южной Корее – он вновь приобрел черты элитарного, изысканного напитка, цена которого напрямую зависела от качества исходного сырья и способа приготовления.
И хотя в Южной Корее, как и во многих других странах, по-прежнему очень популярными оставались кофейные автоматы и формат «3 в 1», большинство корейцев все же старались научиться разбираться в кофе. Для них это – признак статуса и хорошего вкуса.
Ну и, конечно же, важную роль в популяризации кофейной культуры сыграли корейские фильмы и сериалы с их многомилионной армией поклонников. Практически в каждом корейском кинопроекте делался акцент на то, как важно уметь правильно готовить кофе - оценивать вкус, выбирать обжарку.
Самые популярные сериалы на тему кофе – «Кофейня» с Кан Чжи Хваном, «Первое кафе «Принц» с Кон Ю и Ли Сон Гюном и «Этот парень О Су» с Кан Тэ О.
Буду очень благодарен вашей подписке на мой канал и лайку под этой записью!
Обязательно подпишитесь на мой YouTube канал, где ежедневно выходят мои репортажи и короткие видео на тему истории, путешествий и личной жизни.
Увидимся на канале!