Найти тему
Петр Власов

Самураи – убийцы «Драконов» (01). Типология «Драконов»

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Пожалуй, самым страшным и жестоким врагом не только японских вооруженных сил, но и всего населения Японии в годы 2-й мировой войны была американская дальнебомбардировочная авиация. Эта авиация имела стратегическое значение: дальние бомбардировщики, добираясь до тыловых промышленных районов противника, уничтожали своими бомбами его военные предприятия и разрушали целые города. Такие беспощадные бомбежки лишали врага оружия уже в момент его изготовления, и это оружие уже никогда не попадало на фронт. Но не только ради подрыва экономической и боевой мощи противника американцы заваливали тоннами бомб чуть ли не всю территорию Японии, планомерно выжигая город за городом. Немаловажным они считали также подрыв стойкости населения; поэтому постоянными разрушительными бомбежками городов и огромными людскими жертвами американцы стремились снизить стремление японцев к сопротивлению. Тем более что при невысоком техническом уровне японских истребителей американская стратегическая авиация несла минимальные потери; а это экономило людские и материальные ресурсы США для создания подавляющего превосходства на фронтах.

Нетрудно догадаться, что японцы люто возненавидели американские высотные «четырехмоторники», до которых им было трудно добраться, и еще труднее сбить своим легким вооружением эти огромные живучие машины. И за тот урон, что эти «летающие крепости» наносили и войскам, и промышленности, и гражданскому населению Японии, японцы дали им прозвище - «Драконы»…

«Драконы» - стратегические «Летающие крепости» США

Исходя из описанных выше соображений подавления бомбежками находящихся в глубоком тылу экономических и военных объектов врага (что касалось не только японцев, но любого другого противника), американцы задолго до начала 2-й мировой войны приступили к разработке дальних бомбардировщиков стратегического назначения. Поэтому, в отличие от японцев, вообще не имевших стратегической авиации, американцы во время войны располагали тремя массовыми моделями тяжелых четырехмоторных самолетов: В-17 «Flying Fortress» («Летающая крепость»), В-24 «Liberator» («Освободитель»), и появившийся несколько позже В-29 «Superfortress» («Суперкрепость», «Сверхкрепость»). Японцы же, как уже говорилось, прозвали эти «проклятые четырехмоторники», сжигавшие их города, «Драконами»…

В-17 «Флаинг фортресс»

-2

Очень популярный в ВВС США бомбардировщик В-17 фирмы «Боинг» был в основном задействован американцами в Европе; на Тихоокеанском фронте таких самолетов было относительно немного. Этот тяжелый бомбардировщик армия США приняла на вооружение в 1937 году; всего было построено почти 8.700 таких самолетов.

-3

В-17 имел четыре мотора мощностью по 1.200 л.с.; эти двигатели разгоняли «Крепость» до 460 км/ч и поднимали самолет на высоту 10.800 м. Радиус действия «Летающей крепости» при бомбовой нагрузке в 2.300 кг составлял до 3.200 км. При полной нагрузке в 8.000 кг бомб этот радиус значительно сокращался, поэтому на Тихом океане В-17 полную нагрузку не использовали. Без бомб же (при воздушной разведке) «Крепости» могли пролететь до 5.400 км. Оборонительное вооружение В-17 (в зависимости от модификации самолета) могли составлять от 8 до 13 крупнокалиберных 12,7-мм пулеметов. Кроме того, «Флаинг фортрессы» имели неплохую бронезащиту жизненно важных мест, однако в размещении бронелистов «Крепостей» была допущена серьезная оплошность: с передних ракурсов В-17 были фактически не защищены.

-4

«Тихоокеанские» В-17 «Летающие крепости» с декабря 1941 участвовали в боях над Гавайями и Филиппинами, затем над Явой и акваторией Тихого океана (в том числе в сражениях в Коралловом море и у Мидуэя). До самой Японии эти бомбардировщики «не доставали».

Весной-летом 1943 все выжившие к тому времени «дальневосточные» В-17 перебросили в Европу, где расстояния позволяли этим самолетам использовать полную бомбовую нагрузку; их место на Тихом океане полностью заняли многочисленные бомбардировщики В-24 «Либерейтор».

В-24 «Либерейтор»

-5

Бомбардировщик В-24 «Либерейтор» был разработан фирмой «Консолидейтед» в связи с заказом на создание машины с бОльшей дальностью полета, чем у В-17. При таком же весе самолета и четырех моторах той же мощности (по 1.200 л.с.) «Либерейтор» благодаря особой конструкции крыла и улучшенной аэродинамике фюзеляжа приобрел более высокие скорость (485 км/ч) и дальность полета. Без бомб он пролетал 6.000 км, а с нагрузкой 2.300 кг бомб радиус действия составил 3.400 км. Такая дальность позволяла самолету вести бомбежку и разведку далеко в океане, куда не могли добраться В-17 (правда, до Японии В-24 так же «не доставали»).

-6

А вот высотность «Освободителя» оказалась несколько меньше, чем у «Крепости» - 8.500 м. Максимальный вес бомб, который мог нести В-24 – около 6.000 кг (с такой нагрузкой радиус действия «Либерейтора» уменьшался до 1.500 км). Защитное вооружение состояло из 9-10 (в зависимости от модификации машины) крупнокалиберных 12,7-мм пулеметов. Что касается бронезащиты жизненно важных мест «Либерейторов», то на В-24 была допущена та же ошибка, что и на В-17: неплохо прикрытые бронелистами сзади и снизу, «Либерейторы» оставались уязвимыми с передних ракурсов.

-7

В-24 «Либерейтор» был принят на вооружение США в 1941 г, и уже вскоре стал самым многочисленным бомбардировщиком американской авиации (всего было построено свыше 18.300 шт.). Некоторая часть В-24 применялась в Африке и на Средиземноморье, но подавляющее большинство «Либерейторов» было направлено для участия в боях именно на Тихий океан. Здесь В-24 приняли боевое крещение в январе 1942 над островом Ява, и затем совершали боевые вылеты против японцев вплоть до конца войны. До появления в 1944 на тихоокеанском фронте самолетов В-29 «Суперфортресс» «Либерейторы» являлись основным, а в промежутке 1943 – 1944 вообще единственным типом дальнего бомбардировщика Союзников на этом театре. В 1945, когда фронт в Китае продвинулся севернее, а многие острова северной части Тихого океана оказались в руках американцев, «Либерейторы» с новых баз начали «доставать» до Японии, и наряду с В-29 приняли участие в бомбежках японских городов.

В-29 «Суперфортресс»

-8

Но самым грозным и ненавидимым врагом японцев стал новейший стратегический бомбардировщик США – Боинг В-29 «Суперфортресс» («Сверхкрепость»). Ведь он оказался единственным американским самолетом, дальность полета которого позволяла наносить удары не только по тихоокеанским островам, но и по территории самой Японии.

«Суперфортресс» разрабатывался с 1938 года, однако после нападения японцев на Перл-Харбор этому проекту был дан высший приоритет. По завершении разработки и испытаний самолета в середине 1943 его производство поспешно развернули сразу на четырех заводах (изготовлением отдельных элементов для В-29 занимались еще 60 предприятий). При этом было решено, что все вступающие в строй «Суперкрепости» будут использоваться только на Тихом океане, исключительно против Японии. В течение осени 1943 - весны 1944 американцы накапливали выходящие со сборочных линий самолеты и подготавливали для них экипажи. Переброшенные на базы в Индии, первые четыре авиагруппы «Суперфортрессов» начали боевые вылеты с 5 июня 1944. Сначала был пробный налет на Бангкок; а в ночь с 14 на 15 июня 75 В-29, воспользовавшись китайскими «аэродромами подскока», совершили первый налет на Японские острова. Осенью 1944 к этим «Суперкрепостям», совершавшим рейды на Японию из Индии, добавились В-29 авиакрыла, базировавшегося на захваченный американцами тихоокеанский остров Сайпан. Первые 9 месяцев «Суперфортрессы» действовали в основном днем с больших высот, а с марта 1945 они переключились на ночные налеты с малых высот, которые стали поистине опустошительными. Уже в первом таком налете на Токио В-29 уничтожили зажигательными бомбами около 80.000 жителей столицы Японии. А в августе 1945 именно «Суперкрепости» сбросили на Хиросиму и Нагасаки атомные бомбы, убившие почти 140.000 человек и поразившие радиацией еще не менее 110.000 жителей. Именно поэтому японское руководство, до 1945 года не награждавшее даже самых результативных своих асов, стало отмечать высшими военными орденами тех летчиков, которым удалось сбить 3-4 «Суперкрепости».

-9

Боинг В-29 представлял собой тяжелый стратегический бомбардировщик, двигатели которого были значительно мощнее, чем имевшиеся на В-17 и В-24. Четыре мотора по 2.200 л.с. делали В-29 в плане скорости серьезным конкурентом вражеским истребителям. Даже с бомбовой нагрузкой «Суперфортресс» разгонялся до 576 км/ч, а без бомб его скорость вообще переваливала за 600 км/ч; в результате угнаться за «Суперкрепостью» из всех японских истребителей могли только специализированный перехватчик Ki-44 «Демон» и универсальный истребитель Ki-61 «Ласточка». Остальные истребители Японии даже при самых благоприятных условиях встречи с В-29 могли провести максимум одну атаку, после чего безнадежно отставали от скоростного бомбардировщика. Правда, в конце войны у японцев появился истребитель Ki-84 «Буря», значительно превосходивший в скорости как американские В-29, так и японских «Демона», и «Ласточку». Однако все строившиеся «Бури» отправлялись для замены устаревших истребителей во фронтовые части, и в ПВО Японии фактически почти не использовались.

-10

Дальность полета «Суперкрепости» была значительно выше, чем у предшественников. Правда, в разных источниках приводятся разные цифры (без бомб – от 8.320 до 9.010 км), но в любом случае досягаемость нового самолета больше, чем у В-17 и В-24. Максимальная бомбовая нагрузка В-29 составляла 9.072 кг; с этой нагрузкой боевой радиус самолета составлял от 2.700 до 3.400 км. Но чаще «Суперкрепости» использовали половинную, так называемую «нормальную» нагрузку (4.536 кг); с ней В-29 мог пролететь от 6.300 до 6.600 км. Высотность В-29 в разных книгах так же дается разная: от 9.700 до 12.000 метров (вероятно, это высотность с бомбами и без бомб). То, что высотность «Суперкрепости» была большой – не подлежит сомнению: ведь В-29 был первым серийным самолетом, имевшим полностью герметизированную кабину экипажа. Очень мощным было защитное вооружение «Сверхкрепости»: на разных версиях от 11 до 13 крупнокалиберных 12,7-мм пулеметов (на части машин вместо одного пулемета стояла 20-мм авиапушка). Пулеметы были расположены «спарками» в пяти турелях (в хвостовой турели находилось 3 «ствола», а в носовой – от двух до 4). Турели были расположены так рационально, что вокруг самолета не оставалось «мертвых зон». Все установки имели дистанционную централизованную систему управления огнем; это позволяло при отражении атак сосредотачивать на выбранном противнике максимум огня. При этом к системе управления огнем подключалось автоматическое счетное устройство, высчитывавшее поправку прицела с учетом скорости самолета и силы ветра. Такая система стала новым словом в авиации, намного опередившим свое время. Все жизненно важные места самолета были прикрыты бронелистами. Всего было построено почти 4.000 В-29.

Самураи – убийцы «Драконов» (02). Такие разные «Самурайские Мечи»

Самураи – убийцы «Драконов» (03). Асы морской авиации

Самураи – убийцы «Драконов» (04). Асы армейской авиации

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по теме военной истории