Найти тему
Дневник сахалинки

Тайны обрядового праздника коренных народов Сахалина

Год назад я узнала, что каждый июнь на берегу залива Терпения в Поронайске собираются коренные малочисленные народы Севера, чтобы посоревноваться друг с другом в приготовлении странных блюд, непривычных европейскому желудку. Однако главная цель сбора не гастрономическое шоу из деликатесов нерпы и брусничного «холодца» из рыбы, а обрядовый праздник по задабриванию духа моря в преддверии лососёвой путины. И имя ему «Кормление духа – хозяина моря».

Ворота по которым проходят участники для кормления духа моря
Ворота по которым проходят участники для кормления духа моря

Именно ради него мы встали ранним июньским утром, изрядно заправили себя кофе и поехали знакомиться поближе с этнической культурой первых сахалинцев. Больше всего мне хотелось посмотреть своими глазами на странный десерт под названием «мос». По виду он напоминает наш холодец, а своём составе содержит ягоды брусники и рыбью шкуру. Звучит отвратительно, а выглядит очень даже симпатично.

Десерт «Мос» из рыбьей шкуры и ягод брусники
Десерт «Мос» из рыбьей шкуры и ягод брусники

Доехали мы примерно за 3-4 часа, преодолев около 300 км. На парковке оказалось много машин, чему мы были удивлены, не думали что этот праздник пользуется такой популярностью у островитян. Мы даже встретили там своих знакомых, которые как и мы, приехали из Южно-Сахалинска.

На территории мероприятия раскинулась этническая деревня, где каждый район был представлен своей палаткой, в которой можно было ознакомиться с предметами быта и даже попробовать их национальные блюда. Если верить табличке, стоявшей у одной из палаток, то на мероприятии были представители нанайцев, удзгейцев, эвенков, ламутов, ороков (уйльтов), ительменов и конечно же, нивхов. Последних на Сахалине больше всего.

-3

У каждого этноса существует своя община, возглавляемая старейшиной. В области для сохранения их традиционного образа жизни существует ряд привилегий. Например, северным народам доступны повышенные квоты на вылов рыбы, а ещё на вполне законных основаниях они могут охотиться на нерп. Для простого обывателя такое кажется варварством. И я искренне не понимаю как можно убивать этих милых пушистиков с добрыми глазами, да ещё и есть их.

В ожидании обряда мы направились гулять по территории, знакомиться с представителями культуры и их обычаями. Первым делом мы наткнулись на большую палатку, где уже собралась очередь из гостей. Оказалось, что там проходила выставка декоративно-прикладного искусства, где были представлены куклы в национальных костюмах, национальная одежда, детские поделки, вышивка, резьба по дереву, работы из меха, костей, береста и даже рыбьей шкуры. Кое-что из этого можно было приобрести.

После мы пошли к сцене, где для гостей выступали народные ансамбли «Мэнгумэ илга» из Поронайска и «Ари ла Миф» из Ноглик. Ребята пели на своём языке и исполняли национальные танцы. В это же время мужская часть собравшихся участников соревновались друг с другом – перетягивали канат, стреляли из лука и бросали предметы на дальность. За каждый конкурс участники получали баллы.

И вот наконец-то пришло время исполнения обряда. У сцены стали собираться старейшины, расположившись полукругом. Зевавшие до этого гости активно потянулись наблюдать за происходящим. В центре уже были разложены ветки, вскоре народы Севера развели костёр, и стали готовить угощение хозяину моря. В это время вокруг пламени ходила одна из старейшин, стучала в бубен и исполняла шаманские песни. После прочтения заговора над тарелкой с едой, все дружно встали и пошли кормить хозяина моря через ворота, созданные из ели.

Но на этом мероприятие не закончилось, гостям предстояло ещё познакомиться с национальной кухней и отведать деликатесы. Правда сделать это можно было только после того, как комиссия попробует все блюда и выставит участникам баллы. Ведь это была не просто дегустация, а целый кулинарный бой между общинами. К поеданию была представлена даже лапа нерпы (смотрите фото в галерее ниже).

У каждой палатки с едой собрались настоящие очереди, такие же как в СССР за колбасой. Всем хотелось отведать этих странных яств. Оставив мужа за добычей, я пошла ждать в машину. К моменту его прихода я почти настроилась попробовать омерзительный десерт из рыбьей шкуры, но, к моему счастью, мужу не удалось донести ягодный «холодец» целым и невредимым, поскольку он начал таять и ему пришлось съесть его на ходу. И думаю это хорошо, ведь я на тот момент была беременна. Не уверена, что малышу пришлось бы такое лакомство по душе.

Муж описал вкусовые свойства моса примерно так: «Вроде сладко, но в то же время будто лижешь сырую рыбу». А вы бы решились отведать такой десерт?

Мне по вкусу пришлись только привычные блюда — рыбная котлета и салат из лопуха. А ещё отменная уха, приготовленная на полевой кухне. Мясо нерпы я не осилила, хотя рискнула попробовать, но сразу выплюнула. Мало того, что жалко, так ещё и на вкус отвратительно. Но это только мне так, мужу всё очень понравилось. Как говорится, на вкус и цвет…

В целом нам очень понравилось мероприятие, было интересно погулять по палеодеревне, посмотреть выступления национальных коллективов, познакомиться с другой культурой и прикоснуться к истории нашего острова и к совершенно другому образу жизни. И честно говоря, я думала что их национальная кухня ушла давно в прошлое и сейчас это готовится только для таких мероприятий. Но оказалось и по сей день народы Севера не только употребляют это в пищу, но и готовят под заказ для искушенных ценителей блюд.

❗️Желаю всем хорошего дня и приглашаю подписываться на мой канал, чтобы узнавать много нового и интересного о Сахалине и не только! ❤️

Приглашаю прочитать и другие мои истории:

История создания железной дороги, унёсшей десятки человеческих жизней

В поисках японского наследия на Сахалине: кто такая Анжела и почему из-за неё мы остались голодными

Мне пришлось покинуть Москву. История, пронизанная болью