Найти тему
71,8K подписчиков

Советский триллер как прототип фильма с Николсоном

21K прочитали
Да-да… Вы не ослышались. Легендарная кинокартина «Волк» оказалась ничем иным как ремейком малоизвестного советского проекта «Час оборотня». Именно так, но не наоборот.
Да-да… Вы не ослышались. Легендарная кинокартина «Волк» оказалась ничем иным как ремейком малоизвестного советского проекта «Час оборотня». Именно так, но не наоборот.-2

Да-да… Вы не ослышались. Легендарная кинокартина «Волк» оказалась ничем иным как ремейком малоизвестного советского проекта «Час оборотня». Именно так, но не наоборот. Причем, это не допущение и не предположение, обе ленты схожи, так сказать, до степени прямого цитирования, только советский фильм появился на четыре года раньше.

Собственно превращение его в американского «Волка» позволяет понять странную судьбу «Часа оборотня». Картину лишь раз показали в ночном эфире на одном из южных каналов кабельного вещания, а затем лента «пропала». Её не было ни на кассетах, ни на дисках. Она даже не была представлена на фестивальных мероприятиях.

И это притом, что «Час оборотня» сделан в высшей мере добротно. Это не какой-то трэшевый ужастик, а вполне качественный драматургический проект, с хорошей игрой актеров и оригинальным сюжетным развитием. Опять же в нём можно увидеть совсем молодого Александра Балуева, который примерил на себя образ циничного милиционера, ведущего расследование серии странных смертей, случающихся в небольшом поселке.

Сначала обратим внимание на то, что роднит «Волка» и «Час оборотня». Всякого рода сомнения снимаются, когда в действие введена сцена с просьбой стороннего персонажа, адресованной главному герою. Мол, не могли бы вы меня укусить. А ещё в двух фильмах действие вращается вокруг издательского дела. Только в одном случае речь идет о книгах, а во втором – о газетах.

Немолодой корреспондент работает в заводском издании, кое кроме всего прочего является поселковым СМИ. Он овдовел, и жизнь его стала блеклой. Смысле её сведен к двум вещам. Во-первых, получить повышение и занять освободившееся место редактора. Во-вторых, симпатии к хорошенькой наборщице, которая имеет неосторожность проявить дружеское расположение к Григорию Максимовичу.

Однако главного героя ожидает разочарование. Молодая особа не слишком-то разборчива в связях и её поведение за пределами печатного цеха далеко от примерного. А в служебных делах его имеет шанс обойти молодой специалист, который, несмотря на отсутствие опыта, имеет корочки журфака. И именно в этот момент Ковалева в ночи кусает странный и алогично ведущий себя пёс.

Если в «Волке» обращение главного героя подано с некой симпатией, мол, теперь он может постоять за себя, то в «Часе волка» пробуждение хищника показано как негативное явление. Ковалев, пребывая в беспамятстве, начинает жесточайшим образом сводить счеты со всеми, кто ему хоть как-то не угодил. Зверь, вынырнувший из подсознания, жесток и кровожаден.

Кадр из фильма «Час оборотня» (1990)
Кадр из фильма «Час оборотня» (1990)

И в данном случае речь идет не столько о мистике. Режиссер уловил движение тектонических плит социума и вещает о смене общественных парадигм. Пройдет ещё немного времени и максима: «Человек человеку – волк» - станет новым принципом жизни. Отнюдь не случайно по всему фильму разбросаны иносказания: «с цепи сорвался», «на людей кидаешься».

Кадр из фильма «Час оборотня» (1990)
Кадр из фильма «Час оборотня» (1990)

И подразумевается вовсе не волк, который в природе без лишней на то надобности не нападает на человека, а бешеный пёс, который лишен всякой осторожности. Большое лохматое существо может врываться в дома или буквально загоняет газетного фотографа по этажам высотки.

Кадр из фильма «Час оборотня» (1990)
Кадр из фильма «Час оборотня» (1990)

Опять же весьма показательным кажутся слова Ковалева, обращенные к его сыну, как раз милиционеру, ищущему опасное создание. Мол, мы привыкли жить в ожидании чего-то плохого, надо быть добрее и жить веселее. Не надо быть постоянно настороженными, ожидающими «чёрного дня», эдак, можно всю жизнь себе испортить.