Сегодня мне хочется поднять такую тему. В одном из комментариев мне написали, что никогда не сравнили бы дементного больного с младенцем. Отчасти, это так. У нас, действительно, абсолютно разное отношение к человеку, больному деменцией и к ребенку. Ребенку мы радуемся, мы с большим удовольствием обучаем его чему-либо и видим результаты своего труда, а пожилой человек для нас уже без авторитетный, интеллектуально неполноценный, зависимый от нас. Мы боремся с противоречивыми чувствами: раздражением, жалостью, состраданием. Наступает раздражение на фоне уже своего стресса и усталости.
Как писал голландский философ, мыслитель, теолог, библеист и писатель Эразм Роттердамский: " Что отличает детей от стариков, не считая покрытого морщинами лица и груза лет за спиной? Они во всем очень похожи: светлые волосы, беззубый рот, слабое тело, любовь к сладостям и игре, бессвязная речь, забывчивость, неосторожность. И чем старше становится человек, тем больше напоминает он ребенка. И уходит он из жизни в смерть, не насытившись первой и не осознавая последнюю."
И вот на что я обратила внимание в процессе ухаживания за мамой и какие я сделала для себя выводы. Когда я раздражаюсь на нее и злюсь, поведение ее ухудшается. Мы же не знаем, что происходит в голове у таких больных. Наверняка им кажется, что они здоровы, умны. Это мы, дураки, не понимаем их. И только их подсознание что-то им подсказывает, что что-то видимо с ними не так. Они вступают в ступор, начинают раздражаться, злиться, некоторые становятся агрессивными.
Если у меня есть возможность, и я могу на некоторое время присесть рядом с ней, например, посмотреть телевизор, то она успокаивается. Прекращаются ее бесконечные походы в туалет, приставание ко мне с одним и тем же вопросом (вопросы могут меняться, в зависимости от обстоятельств; сегодня один вопрос, а завтра уже может быть другой вопрос). Она спокойная, умиротворенная, сидит рядом со мной. А когда я встаю, чтобы уйти, с тревогой спрашивает: "Куда ты?". И мне кажется, что я для нее сейчас, в этот период ее жизни, как мама. Она воспринимает меня мамой, потому что я ухаживаю, забочусь о ней. Конечно если спросить ее, кто я для нее, то она ответит : "Дочка." Хотя последнее время для нее я и внучка, и дочка, и вообще не понятно кто уже. А когда спрашиваю: "Кто моя мама?" Она не знает. Это очень страшно и печально слышать. Хочу отметить, что не применяя успокоительных средств, я не справилась бы с этой проблемой. Уже почти три года я посещаю невролога, зная мою ситуацию, она выписывает мне рецепт на лекарства. И только благодаря этому, я выдерживаю все это.
Представьте, что творится в голове и душе такого больного! Он вдруг оказывается в незнакомой ему обстановке: квартира становится чужой, родных людей рядом нет (мы, дети, для них уже не дети, а дочь моя, мамина внучка - вообще никто для нее). Начинается тревога, они не понимают, что же происходит вокруг. Есть хороший художественный фильм на эту тему "Отец". В главной роли Энтони Хопкинс, режиссер Флориан Зеллер. Рекомендую посмотреть. Фильм открывает нам некоторую грань жизни таких больных.
Нам надо очень постараться помочь нашим родным пройти этот нелегкий период их жизни. Мне так же, как и всем ухаживающим очень нелегко проходить через все это. Обо всех трудностях я знаю не понаслышке, тоже нахожусь в этих жерновах. Давайте поддерживать друг друга! И дай нам ,Бог, силы пройти через это испытание!