Предлагаю сегодня поговорить о понятии "ведущая игровая деятельность". Это то, каким образом ребёнок выстраивает свою свободную игру. Это своеобразная лакмусовая бумажка его психического развития. Понаблюдайте за ним.
Игра имеет какой-нибудь сюжет? А может ребёнок не играет игрушками вовсе? Или играет каким-то странным образом - выстраивает рядочки, трясёт ими перед глазами или просто бросает на пол бесконечное число раз?
Всё это свидетельствует о степени развития психики ребенка. О том, как воспринимает ребёнок окружающую действительность.
Разберём на примере: пресловутые рядочки, в которые ребёнок выстраивает предметы на протяжении длительного времени. Это совершенно не означает, что у ребёнка аутизм! Сейчас каждый второй врач-невролог или психиатр любит ставить этот диагноз, только на основании данного факта.
Выстраивание рядочков это тоже форма игры для ребенка, только крайне примитивная. Также как и стереотипное бросание на пол, закрывание/открывание дверей, тряска предметов.
Если ребёнок использует такую игру, как ведущую в возрасте старше 2 лет, это свидетельствует о нарушении психического развития и является тревожным звонком для родителей.
Примерная градация игровой деятельности ребенка:
1⃣ Статичное упорядочивание предметов (сортировка, выстраивание рядов, логических последовательностей и др. ) То есть игрушки или предметы не "взаимодействуют" друг с другом.
‼️ На этом этапе главный инструмент развития: максимальная сенсорная интеграция. Как правильно её проводить слушайте в моих эфирах и читайте в книге.
2⃣ Динамическая деятельность в пространстве (катание, бросание, кручение, тряска и т. д.) это уже чуть более сложная игровая деятельность, свидетельствует о том, что ребёнок может чуть больше концентрировать внимание на окружающих предметах и явлениях, воспринимает передвижение их в пространстве.
‼️ Для стимулирования развития на этом этапе налегайте на сенсорную интеграцию и упражнения по развитию крупной моторики и равновесия. В вопросе запуска речи используем простейшие звуки, слоги, постепенно переходя к названиям предметов (предметный словарь, существительные. Например, машина, кукла)
3⃣ Сюжетная игра (конструктор, машина загружает, отвозит и др.) Ребёнок подмечает более сложные процессы логического взаимодействия между предметами, участниками в окружающем мире и переносит это в свою игру.
‼️ Здесь к основной работе добавляем максимум упражнений на мелкую моторику, а также более сложные слова, комментирующие действия (глаголы, отработка фразы предмет+действие. Например: машина едет, кукла спит).
4⃣ Сюжетно-ролевая игра (накормить, полечить, уложить спать игрушку и т. д.) Здесь появляется более 1 участника (ребёнок + Кто-то) Это уже фундамент коммуникации, так как ребёнок воспринимает и разграничивает предметы и одушевлённых участников.
‼️На этом этапе следует делать упор на социализацию и групповую педагогическую работу. В вопросе развития речи добавляем признаки предметов (прилагательные) и учим использовать фразы из 3 слов и более (какой+что+действие. Например: синяя машина едет, большая кукла спит).
... и далее усложняем.
Это очень упрощённая схема, однако она наглядно демонстрирует, как через системную работу мы стимулирует развитие психической деятельности ребенка постепенно (!!!) усложняя задания.
А также поможет вам избежать частых ошибок. Например, не стоит учить ребенка прилагательные, когда он выстраивает рядочки, не знает слов "покажи", "дай" и элементарные предметов. Или играть в "дочки-матери", когда ребёнок в свободное время только открывает и закрывает двери.
Прежде чем требовать от ребенка что-то, мы должны его этому научить. Правильно и адекватно задачи перед ним, пошагово создавая фундамент для следующего более сложного уровня развития.