Вот так нежданно-негаданно “домик в Бейкозе” стал семейным очагом, собравшим вокруг себя людей, ставших близкими и дорогими друг другу. Каждый член этой большой дружной семьи ощутил уют и тепло домашнего очага.
Разожгла этот очаг и стала его хранительницей маленькая хрупкая женщина Нигяр с большой красивой душой и добрым сердцем. Ни несчастья, ни невзгоды, ни житейские бури не смогли сломить стойкую духом женщину. Держа удары судьбы, она не роптала, становилась сильнее, крепче, мудрее. За это Всевышний вознаградил её, послав светлый путь любви, семьи и гармонии.
Дальнейшая жизнь обитателей поместья протекала спокойно и радостно, без потрясений. Была построена мечеть в память об Ибрагиме-паше, скромная с виду, но впечатляющая своим внутренним убранством.
Все обитатели поместья с удовольствием посещали её, особенно часто заглядывали Юнус-паша и Эсманур.
Нигяр в силу своей занятости не могла позволить себе заходить в мечеть по желанию. Во-первых, она руководила большим поместьем, которое стало маловато для большой семьи и требовало расширения и обновления. Во-вторых, она стала многодетной матерью, приняв на себя заботу и о сыне Махмуда. Мехмед и не сомневался, что она его родная мама. Двойняшки-пацаны росли крепкими бутузами и очень подвижными, за ними нужен был глаз да глаз. Взрослеющей Эсманур требовалось особое внимание матери. Маленькая Айше не отходила от матери ни на шаг, не желая признавать нянь. Незаменимыми помощниками в хозяйстве были Юнус-паша, супруг Махмуд-паша, и Джанфеда-хатун. Да и других помощников и помощниц у неё было немало, но она всегда старалась быть в курсе всех дел.
Так, сбылось пророчество незабвенной Дайе-хатун, которая предсказала когда-то Нигяр:
“Иншалла, ты сможешь устроить своё счастье, и у тебя будет много деток, которые наполнят твой дом радостным смехом”.
Со временем Махмуд-паша всё реже стал уезжать в столицу, чтобы отправиться на своих кораблях по торговым делам. А когда Эсманур вышла замуж за достойного человека, он и вовсе передал часть бизнеса её мужу.
Кстати, смелая и энергичная девушка, стремящаяся к приобретению новых знаний, запросила в виде махра у жениха, успешного торговца, обязательно брать её во все морские путешествия. Зная несколько иностранных языков, прочитав много интересного о разных странах, она желала побывать в них, чтобы увидеть достопримечательности своими глазами, а по возможности, и побеседовать с учёными мужами.
И даже в эти путешествия она брала с собой скрипку, когда-то в детстве подаренную папой. Время от времени она доставала её из футляра и начинала проникновенно играть. Её супруг, человек далеко не робкого десятка, в такие минуты восторженно смотрел на свою любимую Эсманур и украдкой вытирал набежавшие от нахлынувших эмоций слёзы.
Подросший сын Махмуда Мехмед, очень привязанный к старшей сестре, отправлялся с ней в путешествия. Эсманур, любившая младшего брата, охотно делилась с ним своими знаниями, которые он с удовольствием впитывал, как губка. А позже, заинтересовавшись торговым делом, как отец, он успешно повёл свой бизнес и уже самостоятельно посещал разные страны.
Нередким гостем был в поместье Матракчи Насух эфенди, построивший в Стамбуле по просьбе Нигяр приют для вдов и сирот. Ему удалось выпросить у Повелителя разрешение на это строительство. Матракчи объяснил свою просьбу желанием помочь множеству детей-сирот, которые не имели возможности посещать уроки рисования в открытой им школе, оставшись без отцов и лишившись крова.
Там же, в этой школе, к Насуху очень привязался один мальчик. Однажды, познакомившись и поговорив с его мамой, Матракчи понял, что готов ради этих людей проститься со своей свободой. Так появилась ещё одна дружная семья. Все они с удовольствием принимали приглашение Нигяр и приезжали погостить в поместье.
Когда в один из дней Матракчи привёз страшную весть о казни султаном своего сына Мустафы, все дружно направились в мечеть и немало времени провели там в молитвах. Вечером, собравшись в гостиной возле камина, долго обсуждали случившуюся трагедию, вспомнив и казнь Ибрагима-паши.
Юнус-паша и Джанфеда-хатун дожили до глубокой старости. Они так сдружились, что о них никто не упоминал по отдельности. Они старались во всём помогать Нигяр. Джанфеда-хатун по-матерински относилась к Нигяр. Она настолько вжилась в эту роль, что с годами в поместье уже никто и не сомневался, что она настоящая мать их хозяйки. Юнус-паша частенько собирал возле себя многочисленных внуков и мастерски рассказывал им свои захватывающие истории, чем очень радовал их.
Закончить повествование о жизни Нигяр хочется одним событием, с которого практически и началась эта история. В один прекрасный день все собрались на церемонии имянаречения новорожденного сына Эсманур. Когда отец, взяв на руки сына, помолился и трижды произнёс “Твоё имя Ибрагим!”, Нигяр ничуть не удивилась, она всегда знала, что будет именно так в случае рождения мальчика. Потрясло её другое. После вручения амулетов-оберегов малышу, произнесения речей во здравие, все направились к выходу. Вдруг Нигяр услышала:
- Мама, останься!
Она повернулась, еле сдерживая волнение. Махмуд, заметив, что его жена побледнела, тревожно взял её за руку.
- Не волнуйся, мой Махмуд, всё в порядке,- Нигяр с улыбкой похлопала беспокойного мужа по руке. – Спускайся в гостиную, подожди меня там. Супруг, внимательно заглянув в глаза Нигяр, отпустил её.
Она подошла к дочери с лежащим рядом малюткой.
- Доченька, не пугай меня, всё хорошо, иншалла?
- Мама, посмотри, - сказала Эсманур, сверкая агатовой улыбкой, развернула младенца и повернула его спинкой к бабушке. Под левой лопаточкой Ибрагима красовалась маленькая меточка в виде нераскрывшегося бутона тюльпана.
- Мама, наш папа всегда был и будет с нами, он обещал это и исполнил своё обещание! – вдохновенно сказала Эсманур.
Нигяр закрыла глаза, и воспоминания унесли её в такое далёкое, но такое родное прошлое…”Хатун, да у тебя тут ножки…” “Чьи ножки?”…”Благославляю тебя, Нигяр!”… “Готовь церемонию имянаречения, Нигяр!”… “Тебя зовут Эсманур!”… “А нашу малышку и Вы сможете найти среди сотни деток, сам Аллах сделал ей отметочку”…
Нигяр смахнула выкатившиеся слезы, подошла к внуку и дотронулась губами до его спинки:
- Дай Аллах, на счастье! – сказала она.
А ночью ей приснился сон. Такой же явный, как те два, приснившиеся в давние времена. Она сидела возле своего дома около пышного куста роз. Ярко светило солнце, радостно пели птицы, вдалеке, среди деревьев, возвышался круглый с узорной кирпичной кладкой минарет мечети. Вглядевшись, она увидела, что у дверей мечети стоит человек в нарядном кафтане и ярком праздничном тюрбане.
Нигяр встала и быстро пошла навстречу человеку. Подойдя ближе, она узнала в нём Ибрагима. Сердце её зашлось от радости, она, как тогда, во втором сне, устремилась к нему, но он опять остановил её жестом:
- Нигяр, благодарю тебя за твой подарок мне, этот прекрасный приют для моей души. Благодарю, что исполнила мою просьбу и стала счастливой. Самое главное, моя Нигяр, что этим ты осчастливила всех вокруг себя. Наша Эсманур стала взрослой, Аллах послал ей маленького ангела, как и её когда-то послал нам с тобой. Ты видела эту маленькую меточку, Нигяр? Это на счастье! Не волнуйся, Нигяр, будь спокойна, все невзгоды пройдут мимо тебя и твоих любимых людей. Так и будет. Аминь! - Ибрагим благостно улыбнулся и скрылся за дверями мечети.
Проснувшись, Нигяр не плакала. Её душе было легко и радостно, сердце стучало спокойно и умиротворённо. Крепче обняв спящего супруга, она мысленно помолилась и горячо поблагодарила Всевышнего за всё, что он послал ей на её жизненном пути!
Наступал новый день, а вместе с ним и новые радости, новые заботы, новая жизнь!
Дорогие мои читатели! Вот и подошла к концу рассказанная мной история жизни Нигяр. Я благодарна вам за то, что уделяли время для прочтения написанного мной рассказа, за то, что оценивали, комментировали! Я прошу прощения у тех, чьи надежды не оправдала. Ваше внимание дорогого стоит, оно подарило мне море позитивных эмоций! Желаю вам всего самого-самого доброго!
Когда писала эти строки, возникла мысль, а не рассказать ли мне историю про Марию-Гюльнихаль? Пожалуй, попробую. Только моя Мария будет также, как и Нигяр, отличаться от “сериальной”.
С глубоким уважением к вам,
автор повествования Наталья Лаврукова.