Найти тему

Эпоха царствования Муавии

Мехмед Фатих передает Кануннаме-и Али Османие православному патриарху.
Мехмед Фатих передает Кануннаме-и Али Османие православному патриарху.

Канунамме ("каноны") -- принимавшиеся османскими правителями кодексы, которые регулировали различные аспекты общественной жизни.

Хотя это уже XV век, но Ахли Бейт на ней запечатлён среди основ Ислама: Аллах, Мухаммад, 'Али.

(предыдущая статья здесь)

ЭПОХА ЦАРСТВОВАНИЯ МУАВИИ

Мадаин пишет следующее об эпохе царствования Муавии: «После того, как Муавия пришел к руководству, то есть после мученической смерти Али и заключения мира с имамом Хасаном, он отправился в хадж. Некоторые из жителей Медины, включая одного из предводителей ансаров Сулайма бин Кайса, а также Иба Са'да отправились встречать Муавию. Между Муавией и Кайсом произошел разговор.

И в процессе беседы речь зашла и о халифате. Кайс сказал тогда так: «Клянусь Аллахом, пока есть Али и его дети, ни у кого из ансаров, арабов и неарабов нет права на халифат».

Муавия, пришедший в бешенство от этих слов, разослал своим наместникам следующий приказ: «Знайте, после этого те, кто записывает хадисы от Али и его род не будут жить в безопасности и покое».

С того дня, переписчики, где бы они ни находились, во всех своих проповедях вспоминали Али и его детей плохим словом, хулили их и проклинали.

Затем, когда Муавия вошел к группе курайшитов, то единственный из них, кто не приветствовал его стоя, был Абдуллах бин Аббас. Увидев это, Муавия сказал так: "Эй, сын Аббаса! Единственное, что тебе помешало встать и поприветствовать меня в отличие от других твоих товарищей, это ненависть из-за битвы при Сиффине. Эй, сын Аббаса! Сын моего дяди Осман был убит несправедливо».

Ибн Аббас ответил так: «И Омар бин Хаттаб был убит несправедливо. В таком случае власть отдай его наследниками, вот здесь его сын».

Муавия же ответил: «Его убил неверный».

«В таком случае кто убил Османа», - спросил Ибн Аббас.

«Мусульмане», - ответил Муавия.

«Это еще больше сделает твои доводы ничтожными. Потому что его убили мусульмане и оставили это дело так, это показывает, что они сделали все верно».

«Мы во все области разослали приказ о запрете восхваления Али и его рода. Следи за своим языком, эй, Ибн Аббас!»

«Ты запрещаешь нам читать Коран?", - Ибн Аббас.

«Нет», - Муавия.

«В таком случае ты запретил толкование Корана».

«Да», - ответил Муавия.

«Интересно, какое из дел несет больше блага - чтение Корана или действие в соответствии с ним?», - спросил Ибн Аббас.

«В делах больше блага», - ответил тот.

«В таком случае, как мы можем действовать, если не будем знать то, что сказал Аллах?»

«Спроси у того, кто толкует смыслы Корана не из твоего числа и числа твоих сородичей».

«То есть в то время, как Коран был ниспослан моего роду, я должен спрашивать толкования у рода Абу Суфьяна и Абу Муайта?»

«Читайте Коран, однако не передавайте то, что о вас ниспослал Аллах и то, что по этому поводу говорил Посланник Аллаха. Рассказывайте другие вещи».

«Аллах повелел следующее: «Они устами хотят погасить свет Аллаха. Однако даже если неверные не хотят, Аллах завершит свет Аллаха».

Муавия ответил так: «Эй, сын Аббаса! Береги себя от моей мести и бойся говорить против меня! Но если ты хочешь что-то сказать обо мне, то скажи это скрытно, чтобы другие не слышали».

После этого Муавия вернулся во дворец. И после этого беды и страдания обрушились подобно дождю на любящих Али. Из всех городов больше всего давления оказывали на Куфу. Поскольку в этом городе было большое число сторонников Ахли Бейт. Муавия во главе города поставил Зийада бин Абиха, вверив ему Басру и Куфу. Он же стал преследовать и допрашивать сторонников Ахли Бейт. Поскольку он сам был одним из жителей этого города, то хорошо знал сторонников Ахли Бейт. По этой причине, даже когда сторонники Ахли Бейт укрывались, то их с легкостью находили. Кого-то убили, кого-то лишили дома и оставили ни с чем. В сердца была боль. У кого-то отрубили руки и ноги. Кого-то повесили. Кому-то выкололи глаза.

Муавия разослал повеление во все города, всем кадиям и наместникам о том, чтобы не признавалось свидетельство тех, кто рассказывает о добродетели Али и его достоинствах. Также о разослал письма ответственным лицам в подчиненных ему городах со следующим содержанием: «Проявляйте особое уважение и выделяйте на фоне других тех, кто рассказывает о сторонниках и любящих Османа, а также о его достоинствах. И пришлите мне имена тех людей».

Он разослал большое количество подарков для этих людей. Дела приняли такой оборот, что среди людей из-за этого возникло соперничество. Везде в изобилии появился подобный тип людей.

Затем он написал оставленным лицам следующее: «Увеличилось число хадисов о Османе. После того, как вы получите это письмо, то призовите людей передавать хадисы о Абу Бакре и Омаре».

Кадии и правители зачитали людям полученные письма. И люди начали передавать хадисы о их добродетели. После этого все хадисы, восхваляющие этих халифов, были собраны в сборник. Эту книгу размножили и разослали по исламским странам, чтобы их читали с минбаров мечетей и по ней обучались ученики медресе. Детям было приказано подобно Священному Корану также читать и передавать этих хадисы. Происходящее приняло такие масштабы, что это учить должны были наложницы и рабы. Заем Муавия разослал всем правителям городов следующий приказ: «Убейте тех, кто говорит о своей любви к Али и его роду».

После этого Муавия прислал еще один приказ: «Убейте всех, о ком говорят, что они любят Али, даже если нет свидетелей».

«После этого приказа было убито огромное количество людей по подозрению и наветам. Убивать стали даже тех, кто оговорился. С этого моменты беды увеличивались день ото дня, число врагов росло. Стали распространяться выдуманные хадисы, и люди воспитывались на этом, и они не могли ничего выучить, кроме этой лжи.

Но самое ужасное на фоне этого стали показушные знатоки Корана, которые ради похвалы представали как набожные люди, следующие аскетизму и погруженные в присутствии Всевышнего. Этот слой людей для того, чтобы попасть в близкий круг власти, с помощью подобных дел обманывали людей и становились обладателями денег, имущества и богатств. Постепенно эти выдуманные хадисы были приняты многими как достоверные. И они, считая, что эти хадисы правильные, стали передавать другим. В итоге эти хадисы попали в круг искренне верующих людей. Хотя эта группа верующих не считала ложь разрешенной и принимала только те хадисы, которые считала достоверными. Если бы они знали, что они не достоверные, то не стали бы их читать и передавать. Вместе со смертью Хасана бин Али смута, насилие и беды достигли высшего предела».

Абу'л Хасан Мадаин же передал тоже, что писал Ибн Абу'л Хадид и дал следующее объяснение: "Пока дела шли таким чередом, умер Хасан бин Али. Смута и беды стали еще больше увеличиваться. Теперь из тех, кто любил Али или из-за страха за свою жизнь хранили молчание, или же оставшись без дома и имущества стали бродить по миру»[1].

Абу'л Хасан Али бин Мухаммад бин Абу Юсуф аль-Мадаини в своей книге «аль-Ахдас» пишет следующее: «После года единения (то есть заключение мира между имамом Хасаном и Муавией) Муавия разослал всем своим наместникам следующий приказ: «Нет гарантий безопасности для тех, кто передает хадисы о достоинствах Абу Тураба (Али) и его семьи».

После этого приказа проповедники в каждом городе, в каждой области с каждого минбара стали слать проклятия в адрес Али, стали говорить плохо о нем и его семье. В этот период тяжелее всех было куфийцам. Поскольку в этом городе жило много тех, кто любил Али»[2].

Муавия после Мугийры наместником Куфы сделал Зийада. И он собирал людей у ворот дворца и заставлял слать проклятия в адрес Али, те, кто отказывался от этого, тех казнил»[3].

Бесчисленные примеры подобных действий в период правления Муавии приводят Сулайм бин Кайс, Табари, Масуди, Ибн Абу'л Хадид.

Один из великих табиинов Сулайм бин Кайс пишет следующее: «За год до смерти Муавии Хусейн бин Али, Абдуллах бин Аббас и Абдуллах бин Джафар отправились в хадж.

Имам Хусейн прибыл с группой хашимитов и сторонников, где были мужчины и женщины, а также вместе с ансарами. Он собрал в одном месте всех, кто знал его и его род. Затем он отправил несколько человек, чтобы найти и позвать к себе сподвижников Посланников Аллаха, прославившиеся своей набожностью, и которые приехал в этот год в хадж, чтобы навестить дом Аллаха.

В Мине в шатре имама Хусейна собралось более 700 мужчин, среди которых было около 200 сподвижников. Имам встал, чтобы прочесть проповедь: «Вы все видите и знаете, как к нам и нашим сторонникам относится этот тиран. Сейчас я вас прошу, если я говорю правду, то подтвердите, если же ложь, то опровергните. Сейчас же внимательно слушайте и запишите, что я скажу. Затем, когда вы вернетесь в свои города и области, то призовите тех, кому вы доверяете, направиться к нам. Потому что я опасаюсь, что это дело забудется и что право будет нарушено и попрано, а также даже без желания неверных свет Аллаха завершится».

Затем он прочитал аяты, ниспосланные о них. И растолковал их. Он передал слова Посланника Аллаха об его отце, матери и брате. Сподвижники, которые слушали его, сказали: «Да, это правда. Мы это сами видели и слышали».

Табиины же сказали: «Да, мы приняли это, и нам передали про это сподвижники, которым мы доверяем».

Затем сказал следующее: «Тогда, я клянусь Аллахом, расскажите это тем, религии которых вы доверяете»[4].

(продолжение следует)

Статья подготовлена с использованием переводов трудов Проф. Др. Хайдара Баша

[1] Мир имама Хасана, с. 381, 382; Ибн Абу’л Хадид, Шарх-у Нахджу’л Балага, т. 3, с. 15, 16

[2] Ибн Абу’л Хадид, Шарх-у Нахджу’л Балага, т. 3, с. 15

[3] Масуди, Хамиши Ибн Асира, т. 6, с. 99

[4] Мир Имама Хасана, с. 383, 384