Найти тему

Великий подвиг создателя Франкенштейна и Мумии. История Карла Леммле

Продолжаем серию публикаций об истории и настоящем индустрии фильмов-ужасов. Сегодня о ужасах реальных и кинематографических - в своей статье рассказывает @МаксимКазючиц

Карл Леммле для американского, а равного мирового кино, а также всего прогрессивного человечества, фигура ключевая. Интересно ли зрителю узнать о кипучей жизни этого внешне неброского, но необычайно живого человека, практически создавшего современный Голливуд? Карл Леммле создал собственно не Голливуд. Он создал студию, знаменитую Universal, — где в заставке надпись вылетает к зрителю по околоземной орбите, а самой ранней версии — крошечный самолет Би-2, — первоначально один из «майноров», как их тогда называли, чтобы отличать от «мейджоров» вроде МГМ. Леммле сделал гораздо больше: он, вернее вся его карьера, его гражданские поступки, как сейчас говорят, социально значимые действия, вся его жизнь была прецедентом борьбы за любимое дело и любимых людей.

Леммле в 30-е, знаменит тем, что первым сделал ставку на фильмы ужасов. Только благодаря его мощной энергии появляются такие фильмы как «Франкенштейн» , Невеста Франкенштейна, Мумия и многие другие. Поскольку возможности авторов были широки, в фильме появляются редкие архивные материалы. Впечатляет интервью с Борисом Карлоффом, гениальным исполнителем Франкенштейна и Мумии, здесь он в лучших традициях театра переживания рассказывает о зерне роли знаменитого, вероятно, первого в звуковом кино ожившего (или ходячего?) мертвеца. Франкенштейн — фактически ветхозаветный Адам, абсолютно чистое существо, которое познает пугающий мир людей.

Мумия, 1932
Мумия, 1932

Однако Карл Леммле, пионер, один из основоположников Голливуда, вошел в историю послевоенной Европы как подлинный гуманист. «Дядюшка Карл» был богат не только друзьями, но обременен многочисленными родственниками. Сам он, выходец из Германии, эмигрант в первом поколении, прибывший в Новый свет, который стал для него новым домом. Непотизм, желание устроить в мире жесткой конкуренции и неограниченных возможностей как можно больше родственников — стремление более чем понятное. Как бы то ни было Юниверсал прославилась среди прочего еще и родней Леммле, которая работала на всех позициях от уборщика до дирекции.

Документальный фильм Джеймса Л. Фридмана «Карл Леммле» рассказывает нам биографию этого уникального кинематографиста.

Особый интерес привлек именно камерный, сугубо гуманистический взгляд, который позволил увидеть подлинного народного героя в сердце самой негероической индустрии — Голливуда. Для создания «Карла Леммле» в распоряжении Фридмана, Райтера и продюсера на ТВ и кино с 25-летним стажем, были мощные ресурсы: от архивных материалов студий до домашних кино- и видеоархивов семьи знаменитого продюсера.

Классическая структура фильма предполагает большую работу по отбору героев, которые дадут интервью. Среди тех, кто специально согласился — внучка Леммле, представители нынешней Юниверсал, а также те, сегодня совсем пожилые люди, которых Карл спас от гибели в годы Второй мировой.

Собственно, фильм рассказывает об этой, человеческой стороне жизни знаменитого продюсера и гениального управленца. Леммле приходит в кинобизнес в сорок с небольшим в качестве прокатчика. Тогда в 20-х в Америке царило «никельодеоновое безумие», как, прочем и в Европе, кинотеатры, никеольодеоны, названные так по стоимости входного билета: «никель», 25 центов. Здесь проходит водораздел, за которым начинается Голливуд. Главным оппонентом «независимых», группы студий, не входивших в состав медиагигантов-мейджоров, стал трест Томаса Эдиссона. Знаменитый изобретатель обладал львиной долей патентов на разные узлы киноаппаратов, его специально нанятые люди с большой охотой разъезжали по Америке и громили кинопроекторы тех, кто не желал платить за патент.

-3

Карл Леммле, оптимист, человек неутомимого духа и несгибаемой воли, оказался в меньшинстве прозорливых, кто еще в середине 30-х осознал, что такое Адольф Гитлер.

И здесь начинается подлинная история великого подвига Карла Леммле. Он начал предоставлять возможности евреям, пытавшимся покинуть Германию. Вначале друзьям, затем друзьям друзей. Правительство США ввело ограничения для евреев, желающих спасти свою жизнь (справедливости ради надо сказать, что большинство стран отказало им во въезде), — Леммле продолжил, он платил, где надо было платить, вносил залоговые депозиты, где надо, и оформлял, оформлял документы на въезд. Когда правительство США запретило, он стоял против государства и привозил, и привозил людей. В фильме несколько замечательных интервью членов семей, которым помог Леммле и который никогда не просил об ответных услугах.

Фильм завершается вскоре после войны, когда наступает эра новых технологий — широкоэкранного кино, стереофонического звука и пр.

Студия Юниверсал сегодня
Студия Юниверсал сегодня

Сын Леммле не обладал мудростью отца и, вступив в неравную гонку бюджетов с MGM, проиграл. Отец и сын больше не занимались кинобизнесом. Однако Карл Леммле навсегда остался законодателем Голливуда и одним из основателем грандиозной индустрии американского кино.

Подробнее о премьере фильма

Слышали об этой истории? Поделитесь, пожалуйста, своим мнением о легендарном Леммле и студии Юниверсал в комментариях.