В истории Великой Отечественной войны есть много героических моментов, когда наши войска не пускали фашистов на занятые рубежи. Сторожевской плацдарм, Осетровский, Сталинград, в конце концов, где немцы не смогли 300 метров дойти до Волги. Но, мало где об этом говорят, а ведь есть в нашей стране места, где фашисты так и не смогли перейти границу с СССР, а если и переходили, то лишь на несколько метров. В течение всей войны пытались, несли потери, атаковали, но так и не перешли. И не только героизм наших бойцов, которые стояли стеной, помог этому. Был и еще один фактор, о котором никто сейчас и не вспоминает...
Впервые немцы осознали свою непобедимость отнюдь не под Сталинградом и не после поражения под Москвой. Впервые это произошло в Мурманской области, причем еще летом 1941 года. Пока одна армия шла уверенно к Москве, другая застряла на северных рубежах нашей страны.
Дело в том, что еще до начала Великой Отечественной войны немцы уже плотно закрепились в Арктике, Норвегии и Финляндии, и до Мурманска от оккупированного ими Киркенеса было всего 145 километров. Но, не все было так просто, потому как Мурманская область была отделена от занятой немцами Норвегии узким перешейком финского Петсамо. Но и тут не должно было быть препятствий, потому как Финляндия была одной из самых, активно поддерживающих фашистов, стран. С финнами все было оговорено заранее. Немцы должны были пройти через Финляндию транзитом и на всех парах пойти в направлении Мурманска. 29 июня началось наступление горнострелкового корпуса "Норвегия". Корпус "Норвегия" был направлен на этот участок не случайно, потому как комплектовался исключительно жителями горных районов Австрии и Германии. Каменистая местность Заполярья не должна была стать для них препятствием, они с детства росли в такой среде. Горные егеря, к тому же уже имевшие небольшой опыт боев в Заполярье, были усилены двумя танковыми батальонами. Активно помогали им и финские пограничники.
Почему финны так активно подрядились помогать им? Помимо того, что хотели поквитаться за, так называемую, Северную войну, у них был еще и, собственный "шкурный" интерес. Им, как и венграм, румынам, итальянцам, да и многим другим, Гитлером был обещан кусочек русской земли. Многие его, кстати затем получили. Правда размером два на полтора метра. Операция, в итоге, получила название "Чернобурая лиса". Фашисты всегда были большие оригиналы в плане названий.
К началу операции у фашистов было четырехкратное превосходство в живой силе. Всей этой массой людей они планировали в кратчайший срок прорвать нашу оборону и за несколько дней дойти до Мурманска. Благодаря мощной артподготовке, немцы довольно быстро сломили сопротивление одной из наших дивизий и вышли к реке Западная Лица. Сейчас это место называется "Долина славы" потому как дальше реки прорваться им не удалось. На этом месте линия фронта так и осталась неизменной вплоть до 1944 года. И вот тут начинается самое интересное.
На мурманском направлении, в отличие от многих других участков, отсутствовал элемент внезапности. Войска Ленинградского округа, при поддержке авиации Северного флота, оказались готовы оказать полноценное сопротивление. Поспособствовали этому и финны, которые на этом участке постоянно держали наших в тонусе. Но, самой большой проблемой для фашистов оказалось бездорожье. Как вспоминают немцы в своих мемуарах, уже после наступления выяснилось, что предоставленные вермахту финнами карты показывали дороги там, где их, на самом деле не было. Да собственно и не особо они тогда нужны были нам на крайнем севере.
В те времена сообщение между нашими приграничными гарнизонами осуществлялось исключительно по морю. А "цивилизованные" европейцы даже и представить не могли, как это вообще, отсутствие дороги. Такое в их голове не укладывалось, а в нашей вполне себе. У нас и сейчас много где дорог нет между деревнями и ничего, люди живут как-то. Для примера, я писал как-то статью про раритетную ветряную мельницу, у нас, в Воронежской области. Так вот, дорога к этому хутору проходит через большой луг, который весной, в половодье, весь залит. Можно добраться только на лодке, но и то, недалеко, потому как в соседней деревне тоже живет полтора человека. И ничего, живут люди и радуются жизни. В общем, что русскому хорошо...
Пока немцы воевали с непроходимыми дорогами и нашей, хорошо организованной обороной, наступила зима. А зима на Кольском полуострове, это не как у нас в Центральном регионе, в декабре, там первый снег выпадает уже в сентябре. Вот что вспоминают об этой сказочной погоде сами немцы.
"Зима, которая застала нас на этом негостеприимном побережье, длиться с октября по май и представляет собой совершенно непригодные для жизни условия - чередование арктических штормов и буранов".
Более того, сама местность здесь представляла из себя болота, камни, скалы, ущелья, озера, и была малопроходима. Как фашисты не старались, но по такой местности, как они сами затем вспоминали, они могла наступать со скоростью один километр в час. Ни о каком окружении красноармейцев не могли идти и речи. Вот так и топтались они на нашем севере несколько лет, а границу в некоторых местах так и не смогли перейти. А как вы хотели, это вам не автобан, хотя, мы не жалуемся, мы в таких условиях живем...
Наш канал в Телеграм, где будем публиковать то, что здесь нельзя.
#saturdaytrip #субботние путешествия #великая отечественная война #вторая мировая война #1941-1945 #мурманск #север #кольскийполуостров #великая победа #подвигнарода