Найти в Дзене
Старпер

Как живут неимущие испанцы и что ждет экономику Испании в 2023 году

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

Интересно, возможен ли перенос толстовского наблюдения с семей на страны? Похоже, что вряд ли. Что такое счастливая или несчастливая семья, всегда более-менее понятно. Примерить к ней подобное определение намного проще – не зря она слывет ячейкой. Ячейкой общества, первичным организованным элементом общественной структуры страны. Со странами сложнее: единого вывода у разных оценщиков вы никогда не дождетесь.

Но тем не менее, в обстановке нынешней неопределенности и туманности перспектив интересно посмотреть, как обстоит дело в других странах. В странах, переживающих такие же, как мы, и отличные от наших трудности. Мне проще сопоставить нашу ситуацию с испанской. К тому же во вчерашнем номере газеты «Эль Паис» появилось два материала на интересующую меня тему. А вы, при желании, свои сравнения и выводы сделаете сами.

Автор первой из этих статей, Ана Кристина Басантес, фокусирует свое внимание на той части населения, которая находится за чертой бедности, и приходит к интересным выводам.

Она говорит, что социальный портрет бедных испанцев претерпел изменения. Высокий образовательный уровень или наличие у человека работы по-прежнему являются защитными факторами, но они перестали быть гарантией от попадания в группу неимущих. В Испании каждый третий (34%) из тех, что живут за чертой бедности, имеет работу. Об этом свидетельствует отчет Европейской сети по борьбе с бедностью и социальной изоляцией (EAPN-ES), представленный вчера. Каждый шестой (16%) из испанских бедняков имеет высшее образование.

Корни проблемы в том, что пандемия наложилась на неразрешенный кризис. Так это объясняется в исследовании, представленном данной сетью, которая объединяет 8000 неправительственных организаций. Подобный отчет она публикует ежегодно, анализируя в нем официальные данные и представляя подробную «рентгенограмму» экономической жизни уязвимой части населения Испании.

В прошлом году 13,1 миллионов человек (27,8% населения страны), находились за чертой бедности (годовой доход ниже 9 535 евро) и страдали от материальной необеспеченности или нестабильной трудовой занятости. Это на 380 тысяч больше, чем в 2020 году.

Как подчеркивается в отчете, без мер социальной поддержки, утвержденных правительством, их было бы еще на полтора миллиона больше. Несмотря на принятые меры, такие как возможность временной приостановки трудового договора или установленный прожиточный минимум, Испания снова оказывается в хвосте стран Евросоюза. Лишь в Румынии, Болгарии и Греции обстановка еще хуже.

По мнению авторов отчета, нынешнюю ситуацию следует воспринимать не в качестве нового кризиса, а как феномен, подогреваемый углями прежнего, до сих пор не разрешенного. Наиболее бедные не успели оправиться от своих трудностей, несмотря на то, что ВВП вернулся к значениям, предшествовавшим 2008 году.

В последние годы обострились проблемы тех, кто, несмотря на трудовую занятость, либо работают намного меньшее количество часов, чем хотели бы, либо получают очень низкую зарплату. «Если работа не позволяет находиться выше черты бедности, она не выполняет своей общественной функции», - считает президент EAPN в Испании Карлос Сусиас.

36,2% людей, живущих ниже порога бедности, тратят более 40% своего дохода на оплату жилья. Каждому десятому из имеющих высшее образование (10,6%) угрожает попадание в разряд неимущих. В 2008 году они составляли 7,2%. Однако, несмотря на указанный процентный рост они продолжают оставаться наиболее защищенным сегментом общества. Трое из каждых десяти человек с начальным или другим образовательным уровнем ниже высшего живут за чертой бедности; 25,8% из них имеют уровень обязательного среднего образования; 20,4% - уровень полной средней школы.

Поясню. В Испании ступень начального образования проходят дети от 6 до 12 лет, обязательного среднего - от 12 до 16 лет, полного среднего – от 16 до 18 лет.

Проблема кроется далеко не только в образовании. Работа должна обеспечивать достойный уровень жизни. В Испании это не так. Безработным приходится труднее всего (58,6% от их общего числа находятся за чертой бедности или в ситуации социальной изоляции), но беспокоящей также становится недостаточная оплата труда работающих, указывает президент этой сети неправительственных организаций.

Возросло социальное неравенство. Доходы 10% самых богатых в стране людей в 11,8 раз превышают доходы 10% самых бедных.

В статье Мигеля Хименеса утверждается, что удар, нанесенный пандемией ковида по экономике Испании, оказался более сильным, чем в других странах. В восстановлении допандемийного ВВП испанское государство от них отстает, но зато сейчас его рост идет быстрее, чем у прочих больших европейских стран. По прогнозам МВФ, в 2023 году рецессия постигнет Германию и Италию, но Испании она не грозит. Директор европейского отдела МВФ Альфред Каммер считает, что в будущем году ее ожидает более высокий рост, чем у других европейских стран.

При этом прогноз этого роста понижен с 2% до 1,2%. По еще одному прогнозу МВФ, Испания достигнет прежних уровней ВВП только к началу 2024 года. Из больших экономик только она и Мексика справятся с данной задачей так поздно. В этом отношении они оказались в одном ряду с группой маленьких островных государств, ну и со странами, имеющими тяжелые структурные проблемы, как например, Венесуэла, Судан, Ливия, Йемен или Гаити.

Говоря о Европе в целом, Каммер напомнил, что в начале 2022 года континент шел по пути выхода из пандемийного кризиса и все ожидали постепенного спада инфляции. «Но вторжение России в Украину полностью поменяло эту панораму, и сейчас в европейских экономиках издержки растут. Потоки газа из России в Европу по сравнению с 2021 годом упали более чем на 80%. В результате подскочили цены на энергию, и мало вероятно, что они вернутся к прежнему уровню. …Это вызвало возрастание стоимости жизни», - сказал он.

По прогнозу МВФ, рост ВВП в Европе составит 6%, а инфляция в развитых европейских странах будет на уровне тех же 6%, что намного превышает цель (2%), поставленную Европейским центробанком.

Каммер считает, что полное прекращение поставок российского газа в сочетании с холодной зимой может вызвать нехватку газа и его рационирование. Это приведет к тому, что потеря ВВП в некоторых странах Центральной и Восточной Европы составит до 3% и вызовет новый всплеск инфляции на всем континенте.

«Перед нами стоит огромная задача. Но если ответственные европейские политики еще раз продемонстрируют свою силу, координацию действий и солидарность, на которые они оказались способны во время пандемии, она может исполниться», - заключил финансист.

ДО НАСТУПЛЕНИЯ 2030 ГОДА ОСТАЕТСЯ 2639 ДНЕЙ (ПОЧЕМУ Я ВЕДУ ЭТОТ ОТСЧЕТ, СМ. В "ЧЕГО НАМ НЕ ХВАТАЛО ДЛЯ РЫВКА")

Догнать! Мы выбрали целью ни в чем не повинную Португалию. а она, возможно, даже не догадывается, что за ней гонятся.