Интернет-гигант, чей рост замедлился, гендиректор с амбициозными планами, сотрудники, боящиеся высоких требований и надвигающихся увольнений. Это то, что происходит внутри Meta* прямо сейчас. И то же самое произошло почти десять лет назад в Yahoo.
По мере того, как Meta* превращается в «компанию метавселенной» на фоне замедления роста пользователей и замедления продаж рекламы, появляются истории о проблемах роста, которые возникли вместе с изменениями. New York Times сообщила, что нынешние и бывшие сотрудники скептически относятся к стремлению к дополненной и виртуальной реальности и опасаются смены приоритетов Марка Цукерберга. Их опасения начинают перекликаться с внутренними беспорядками в Yahoo при Мариссе Майер, которая закончилась тем, что Майер ушла в отставку, а Verizon приобрела компанию за небольшую часть того, что она когда-то стоила. Теперь, спустя годы после неудачного поворота с Yahoo, Цукерберг повторяет ошибки Майер. Meta* вкладывает время и ресурсы в метавселенную и теряет деньги — компания потеряла 10 миллиардов долларов на своей большой ставке в 2021 году — значительную сумму даже по стандартам Meta* .
У Мариссы Майер тоже было амбициозное видение — и оно не оправдалось. Yahoo тоже когда-то была рекламным гигантом. К 2004 году выручка компании составляла 3,5 миллиарда долларов, а рыночная капитализация - 128 миллиардов долларов. Но конкуренция начала накаляться со стороны таких конкурентов, как eBay и Google, а позже, по иронии судьбы, Facebook*, и рекламные доллары вскоре начали иссякать. К 2012 году стоимость Yahoo упала примерно до 20 миллиардов долларов. Майер было поручено вернуть Yahoo статус одной из ведущих технологических компаний в мире, способной соперничать с Google, Facebook*, Apple и Amazon.
Ставки Майер были столь же смелыми, сколь и несфокусированными: нанять Кэти Курик за 5 миллионов долларов в год, создавать шоу, подобные Netflix, купить Tumblr за 1,1 миллиарда долларов. Но ни одна из этих крупных ставок не окупилась. Через два года после ее прихода в Yahoo захватывающий поворот не состоялся, и доходы компании оставались на прежнем уровне. В 2016 году эра Yahoo, работающей как самостоятельная компания, подошла к концу, когда Verizon заплатила 5 миллиардов долларов за приобретение Yahoo и объединила ее с AOL. Майер ушла с поста генерального директора.
Есть и другие аспекты ситуации Цукерберга, которые отражают ситуацию Майер. Точно так же в Yahoo о Майер говорили, что она принимает решения, полагаясь на интуицию, а не на данные, например, когда Yahoo платила до 10 миллионов долларов в год за размещение архивов Saturday Night Live, или когда она наняла Курик в качестве ведущей для шоу, даже после того, как ее некоторые проекты провалились. Есть корпоративные моменты — во время своего пребывания в должности Майер внедрила противоречивую систему ранжирования производительности, призванную вдохновлять на тяжелую работу и выявлять неэффективных сотрудников, но это имело неприятные последствия, что привело к разочарованию в рабочей силе и снижению морального духа. Цукерберг теперь также, похоже, стремится отсеять низкоэффективных сотрудников и сотрудников, которые не согласны с его видением метавселенной.
Если Цукерберг прав и будущее за метавселенной, то эти шаги разумны и помогут продвинуть Meta* вперед конкурентов. И есть основания полагать, что его амбициозный план сработает — в конце концов, Цукерберг уже однажды изобрел Facebook*, а еще предвидел переход от настольных компьютеров к мобильным устройствам, стратегию, которую даже его бывшая № 2 Шерил Сэндберг считала в то время рискованной. Но если его ставка не окупится, он может увидеть, как Meta* пойдет по пути Yahoo ©️
*входят в Meta – организацию, запрещенную на территории РФ.